Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

15 — привлекательными и освѣжающими упражненіями, счастли ­ вымъ образомъ внесутъ разнообразіе въ неизбѣжную моно ­ тонность чисто интеллектуальныхъ занятій. „Равнымъ образомъ вполнѣ констатировано, что II часть программы, содержащая кормленіе и гигіену скота, легко и съ успѣхомъ можетъ быть помѣщена въ росписаніе школь ­ ныхъ занятій января и февраля, и что, начиная съ марта, съ пользою можетъ быть начатъ курсъ земледѣлія и садоводства. „Здѣсь, кажется, болѣе всего надо бояться преувели ­ ченій, и планъ занятій слѣдуетъ опредѣлять съ особой осторожностью. При малѣйшей неосторожности, благодаря безконечнымъ подробностямъ первыхъ пунктовъ программы, легко происходитъ запозданіе и своевременно пройти по ­ слѣдующіе оказывается невозможнымъ. „Опытъ показалъ, что весьма важно вести преподаваніе общихъ свѣдѣній на спеціальной культурѣ какихъ-либо растеній въ горшкахъ или, что еще лучше, въ школьномъ саду. Каждый урокъ будетъ тогда своевременнымъ и пред ­ намѣтитъ послѣдующіе. Ученикъ сразу научится, когда, какъ и почему производится данный культурный пріемъ, а между уроками посредствомъ демонстрацій, опытовъ и объ ­ ясненій установится связь, особенно способствующая укрѣ ­ пленію знаній, какъ теоретическихъ, такъ и практическихъ. „Слѣдуетъ, чтобы растенія, къ культурѣ которыхъ пріурочивается преподаваніе общихъ понятій, принадлежали по степени своего развитія къ различнымъ группамъ, такъ чтобы всѣ вмѣстѣ представляли полный циклъ вегетаціи. Полезно также предпринимать сравнительные опыты, кото ­ рые бы показали, насколько раціонально смѣна растеній на той же почвѣ вліяетъ на количество и качество продукта. „Изучая такимъ образомъ растенія, можно безъ труда въ два или три года преподать ученикамъ, какъ средняго, такъ и старшаго отдѣленія школы и теоретически и практически раціо ­ нальный уходъ за главнѣйшими типичными овощами; при ЭТОМЪ тетради, гдѣ они запишутъ содержаніе уроковъ, будутъ для нихъ цѣнными спутниками, съ которыми они съ пользою посовѣтуются, когда будутъ производить въ семейномъ саду эти простыя работы, продѣланныя ими уже въ школѣ. „Нужно ли прибавлять, что содержаніе почти всѣхъ этихъ уроковъ можетъ служить темами для различныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1