Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

16 школьныхъ упражненій и притомъ тѣмъ болѣе плодотвор ными, что предметомъ ихъ будетъ письменное*выраженіе реальныхъ, хорошо понятыхъ знаній. Часто учителя жалу ются на недостатокъ живыхъ темъ, особенно для пересказовъ. Конечно, описанія и разсказы, относящіеся къ земледѣлію, недостаточны для выработки стиля, нужны сочиненія также отвлеченныя или поэтическія, говорящія сердцу и вообра женію, но, тѣмъ не менѣе, неоспоримо, что изученіе растеній и пріемовъ ихъ культуры доставятъ обширный матеріалъ для литературныхъ сочиненій. „Правительство хотя и не придаетъ изученію практики первостепеннаго значенія, но, тѣмъ не менѣе, безусловно признаетъ желательнымъ, чтобы дѣти въ школѣ знакоми лись и съ практикой, чтобы относительно каждаго культур наго пріема имъ указывалось не только, почему онъ произ водится, но и какъ и когда; всѣ записки учениковъ должны быть таковы, чтобы, окончивъ школу, дѣти могли руковод ствоваться ими при исполненіи изученныхъ въ школѣ ра ботъ. Это стремленіе дать дѣтямъ реальное знаніе является единственнымъ существеннымъ отличіемъ бельгійской прог раммы отъ французской, которая, какъ мы уже видѣли, безусловно выноситъ практику изъ школы, считая, что ро дители учениковъ знаютъ ее гораздо лучше учителей, и оставляя за школой лишь теоретическіе вопросы. Во всемъ остальномъ эти двѣ программы по своей цѣли, значенію, демонстраціонному методу и связи съ общеобразовательными предметами, вполнѣ совпадаютъ. „Въ Германіи и Австріи въ ряду другихъ учебныхъ учрежденій и установленій для распространенія въ массѣ населенія первоначальныхъ свѣдѣній по сельскому хозяй ству пріобрѣли особое и спеціальное значеніе такъ назы ваемыя „зимнія школы 11 . „Зимнія школы представляютъ собою какъ въ Австріи, такъ и въ Германіи, учебныя заведенія въ сущности обще образовательнаго характера, хотя и съ преобладаніемъ агро номическихъ наукъ. Онѣ предназначаются для мелкихъ землевладѣльцевъ и вообще для крестьянской молодежи, переросшей школьный возрастъ и уже работающей въ своихъ хозяйствахъ; онѣ имѣютъ цѣлью развить учащихся во всѣхъ отношеніяхъ, а затѣмъ и сообщить имъ свѣдѣнія по земле дѣлію, которыя были бы имъ непосредственно полезны въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1