Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

17 ихъ практической дѣятельности. Въ виду обстоятельства, что сельскія работы занимаютъ почти весі> лѣтній досугъ этихъ лицъ, теоретическое обученіе въ школѣ ведется не полный годъ, а лишь въ теченіе періода, свободнаго отъ сельскихъ работъ, т. е. въ теченіе 5 — 6 зимнихъ мѣсяцевъ, считая съ ноября по мартъ и апрѣль. Общій курсъ ученія въ зимнихъ школахъ продолжается отъ одного и до двухъ лѣтъ, причемъ въ однихъ курсъ второго года лишь повто рительный, въ другихъ — продолженіе курса перваго года. Въ послѣднемъ случаѣ въ теченіе перваго года обыкновен но проходятся лишь общеобразовательные предметы, пре имущественно математика и естественныя науки, на второй же годъ проходятся сельскохозяйственные. Въ частности въ Австріи первоначально курсъ зимней школы былъ пре имущественно общеобразовательный съ весьма слабой и исключительно теоретической постановкой земледѣлія; школы даже совершенно не снабжались землей, гдѣ бы было воз можно производить хотя какія-либо демонстраціи. „Но такое положеніе продолжалось сравнительно недолго. Съ одной стороны, теоретическія указанія о различныхъ новыхъ культурахъ и пріемахъ не имѣли наглядности и не давали ученикамъ умѣнія использовать ихъ на дѣлѣ, тогда какъ предполагалось, что ученики школы будутъ именно посредниками прогресса. Съ другой стороны, сами учителя, при всей важности для нихъ сельскохозяйственной практики, были лишены ея. Все это заставило подумать о снабженіи школъ землей, что въ концѣ концовъ и было выполнено. „Пріобрѣтеніе земли было новой эрой для австрійскихъ зимнихъ школъ, направившихся теперь въ сторону сель скаго хозяйства. Сначала опытныя поля, устроенныя на от веденныхъ участкахъ, воздѣлывались совершенно безъ уча стія учениковъ, служа лишь для практики учителей; затѣмъ ученики заинтересовались ими, сами добровольно начали участвовать въ работахъ на нихъ, и, наконецъ, мало-по-малу установилось, что свидѣтельства объ окончаніи школы стали выдаваться лишь по выполненіи всего цикла практическихъ работъ. „Вмѣстѣ съ тѣмъ, этими опытами начало интересоваться и взрослое населеніе; школа пошла навстрѣчу ему и начала устраивать спеціально для него не только опыты съ новыми культурами и пріемами, но и съ удобреніями, машинами и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1