Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

19 ніе совершенно особое отъ начальной народной; стремленіе поставить ихъ въ связь было указано, какъ причина, почему дополнительная школа не могла развиться. Преподаваніе сельской дополнительной школы большею частью ограничи валось исключительно повтореніемъ и расширеніемъ прой деннаго въ народной школѣ и служило продолженіемъ ея; въ ней недоставало той притягательной силы, которая при влекала бы въ дополнительную школу учениковъ и удержи вала ихъ, говорится въ предписаніи. И въ качествѣ этой привлекающей силы было указано на согласованіе препода ванія съ практическими требованіями жизни населенія, т. е. преимущественно съ сельскохозяйственными его нуждами. Такимъ образомъ, дополнительная школа пріобрѣтала цѣль не только общаго характера, но и спеціальную — распро страненіе примѣнимыхъ въ практической дѣятельности уче никовъ знаній изъ области естествознанія и сельскаго хо зяйства. Достиженіе этой цѣли предполагалось посредствомъ постановки всего преподаванія на сельскохозяйственную почву, подобно тому, какъ это отчасти сдѣлано въ элемен тарныхъ школахъ Франціи и Бельгіи. Такъ, предписыва лось, чтобы преподаваніе ариѳметики касалось, главнымъ образомъ, вопросовъ торговли и обмѣна, встрѣчающихся въ сельскохозяйственной практикѣ, предлагалось вводить про стое счетоводство, какъ болѣе сложную часть преподаванія счета. При упражненіяхъ въ чтеніи предлагалось пользо ваться сочиненіями не общаго характера, а трактующими о случаяхъ и явленіяхъ сельскохозяйственной жизни, произ водствахъ, учрежденіяхъ и задачахъ общинныхъ и государ ственныхъ учрежденій, съ которыми приходится сталкиваться и мелкому хозяину, какъ товарищества, общества страхо ванія отъ болѣзней, увѣчья, старости и т. д. Обученіе письму, по предписанію, должно было заключаться въ упражненіяхъ по составленію писемъ и записокъ дѣлового характера, про шеній, краткихъ отчетовъ, докладныхъ записокъ и т. п. Естествознаніе должно объяснять ученикамъ простые обы денные случаи и явленія окружающей ихъ природы, непо средственно касаясь почвы, атмосферныхъ явленій и ихъ значенія въ сельскохозяйственной обработкѣ почвы, удобре ній и главныхъ фактовъ жизни растеній и животныхъ. „Такимъ образомъ, преподаваніе, въ сущности, остава лось по прежнему элементарнымъ, примыкающимъ къ на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1