Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

22 вниманіе, факты и соображенія по хозяйству. Особенный интересъ, по свидѣтельству секретаря сельско-хозяйствен, общества въ Ленцѣ, доктора А. М. Гримма, бесѣды пріо брѣтаютъ при демонстрированіи на нихъ различныхъ новыхъ сельско-хозяйственныхъ аппаратовъ, сѣмянъ и т. д.; въ этомъ случаѣ бесѣды всегда вызываютъ оживленный обмѣнъ мы слей и споры. Устраиваются эти бесѣды большею частью регулярно въ заранѣе опредѣленные сроки и подъ руковод ствомъ какихъ-либо свѣдущихъ лицъ, какъ странствующіе учителя, учителя спеціальныхъ учебныхъ заведеній и др. Словомъ, бесѣды являются чисто практическими установле ніями, не выходящими изъ круга жизни ихъ соучастниковъ. Такимъ образомъ мы видимъ, что ни апріорныя част наго характера соображенія, ни сельскохозяйственная наука, ни широкая приктика западноевропейскихъ государствъ не говорятъ за возможность ограничиться, при распространеніи начальнаго сельскохозяйственнаго образованія въ массѣ населенія, однимъ лишь практическимъ обученіемъ, напро тивъ, все вышеприведенное нами весьма убѣдительно гово ритъ въ пользу именно того или иного сочетанія теорети ческаго преподаванія съ практическимъ обученіемъ и чаще всего преобладающее значеніе въ постановкѣ первоначаль наго сельскохозяйственнаго просвѣщенія народныхъ массъ школьнаго возраста предоставляется теоріи, а не практикѣ. Итакъ, необходимо признать, что однимъ изъ главныхъ и непреложныхъ условій организаціи сообщенія сельскому населенію школьнаго возраста сельскохозяйственныхъ и профессіональныхъ знаній (образованія) является то или иное соединеніе преимущественно теоретическаго препода ванія съ практическимъ обученіемъ сельскому хозяйству и соприкасающимся съ нимъ отраслямъ сельскаго труда. Вторымъ руководящаго характера вопросомъ, тѣмъ или инымъ разрѣшеніемъ коего должна направляться политика практическаго осуществленія массоваго распространенія сельскохозяйственныхъ знаній и умѣній, является вопросъ, возможно ли и цѣлесообразно ли, въ поставленныхъ нами видахъ, примѣненіе программы существующей начальной общеобразовательной школы въ смыслѣ большаго прибли женія ея къ практической жизни, — возможно ли, опять-таки, и цѣлесообразно ли введеніе въ программу народной школы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1