Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

26 — Но вѣдь выполненія школой столь широкихъ требова ­ ній можноожидать только отъ народнаго университета по сель ­ скому хозяйству, скажутъ многіе, тогда какъ мы имѣли въ виду совершенно другія задачи. Чтобы разъяснить и устранить это кажущееся противорѣчіе, перейдемъ теперь къ устано ­ вленію дальнѣшихъ условій практическаго осуществленія намѣченной нами программы. Слѣдующими основаніями организаціи нашей школы мы выдвигаемъ такія: школа должна быть возможно обще ­ доступна, близка къ населенію, сравнительно дешева и до­ стигать массоваго обученія. Отсюда логическое заключеніе, что такихъ школъ должно быть много, а не одна — двѣ на уѣздъ, т. е. каждая изъ нихъ никоимъ образомъ не можетъ быть сельскохозяйственнымъ университетомъ, къ чему почти естественно и всегда приводила организація сельскохозяй ­ ственнаго низшаго образованія по русскому Положенію о немъ до времени изданія закона 26 мая 1904 года. Въ универсальности нашихъ прежнихъ низшихъ сельскохозяй ­ ственныхъ школъ и заключается главная причина ихъ мало ­ успѣшности и слабой продуктивности: въ результатѣ тре ­ бованій всего — чаще не достигается ничего. Мы же разумѣемъ школу такъ сказать мелкую или узко спеціальную: проек ­ тируемая нами школа должна дать общую теоретическую подготовку къ пониманію овновъ сельскаго хозяйства, умѣнье обращаться съ книгой и практическое обученіе узко - спеціальной отдѣльной отрасли сельскаго хозяйства. Одна школа должна давать только скотниковъ, другая — только мастеровъ по луговодству, третья — огородниковъ, четвертая мастеровъ по тепличному дѣлу и т. д., — тѣхъ низшихъ работниковъ по сельскохозяйственной части, кото ­ рые требуются по мѣстнымъ условіямъ и спросъ на трудъ коихъ сознательно предъявляется нашими сельскими хо ­ зяевами; напримѣръ, если хозяева извѣстной мѣстности не предъявляютъ требованій на садовниковъ, то школы садо ­ водства тамъ и не требуется, и, обратно, если спросъ на луговодовъ обнаруживается въ нѣсколькихъ пунктахъ уѣзда, —и школъ по луговодству должна быть не одна, а болѣе. Отъ наблюдаемой во многихъ случаяхъ универсаль ­ ности сельскохозяйственнаго обученія въ русскихъ школахъ, на что мы указывали, часто переходили къ другой край-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1