Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

— 27 — ности: къ организаціи хотя и узко спеціальныхъ школъ, но совершенно безъ теоретическаго преподаванія; и если по слѣднее считается положительно недопустимымъ ни въ высшихъ, ни въ среднихъ школахъ, то оно тѣмъ болѣе непріемлемо для низшихъ школъ сельскаго хозяйства: исключительно техническое, ремесленное обученіе спеціаль ности ведетъ къ безсознательному занятію сельскимъ хо зяйствомъ и это обстоятельство рано или поздно, но безу словно должно имѣть своимъ послѣдствіемъ убыточность самаго промысла, и слѣдовательно, обнаруживаетъ и несо стоятельность такой выучки. Никогда не нужно забывать, что нашъ рядовой крестьянинъ обладаетъ такимъ громад нымъ и разностороннимъ практическимъ опытомъ (обуче ніемъ) по сельскому хозяйству, передать который ученику не въ состояніи ни одна школа, а между тѣмъ крестьянинъ гибнетъ отъ своего сельскаго хозяйства; главная причина здѣсь та, что у него нѣтъ теоріи, нѣтъ пониманія основъ сельскаго хозяйства, — что изучить помимо школы затрудни тельно, — тогда какъ добавочныя практическія познанія онъ усвоитъ легко и во всякое время (коихъ однако для эконо мическаго улучшенія его хозяйства въ настоящее время далеко недостаточно). Итакъ, мы высказываемся за гармоническое сочетаніе въ низшей сельскохозяйственной школѣ теоретическаго преподаванія съ практическимъ обученіемъ узкой спеціаль ности въ области сельскаго хозяйства и внѣ соблюденія этого нераздѣльнаго требованія не видимъ выхода для орга низаціи народной нормальной низшей сельскохозяйственной школы, если имѣть въ виду выпускать изъ нея лицъ не для службы по найму, а для самостоятельнаго веденія сво его хозяйства. И какъ увлеченіе одной практикой несостоя тельно, такъ равно — и одной теоріей, лричемъ практика еще можетъ „приложиться ” въ жизни, а теорія никогда. Теперь надлежитъ отвѣтить на предпослѣдній вопросъ объ основаніяхъ организаціи нашего сельскохозяйственнаго образованія, а именно, возможно ли приспособить какъ- нибудь къ такимъ требованіямъ общеобразовательную народ ную школу? Едва ли. Очевидно, что наша программа сель скохозяйственнаго обученія для ея выполненія потребуетъ не одного года, а двухъ-трехъ, между тѣмъ какъ даже одногодичное такъ называемое 4-е отдѣленіе (дополнитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1