Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

29 подростающаго населенія къ той сферѣ дѣятельности, въ которой въ будущемъ должна протекать его работа, прихо дится обратить особое вниманіе и изыскивать способы къ тому, какъ при помощи школы влить сельскохозяйственныя знанія въ массу населенія. Обращаясь по этому вопросу къ опыту западныхъ го сударствъ, приходится остановиться на типѣ школъ, имѣю щихъ большое распространеніе въ сосѣднихъ намъ Австріи и Пруссіи. Здѣсь пользуется громаднымъ успѣхомъ, типъ такъ называемой подготовительной школы. Что этотъ типъ школы дѣйствительно отвѣчаетъ требованіямъ практической жизни, можно видѣть въ той быстротѣ, съ какой эти школы распространяются въ Пруссіи; такъ въ 1897 г. число ихъ равнялось 875, а черезъ пять лѣтъ, — въ 1902 г. ихъ было уже 1421, т. е. число школъ увеличилось на 73,4%. Цѣль такихъ школъ — уяснить ученику смыслъ и. значеніе тѣхъ явленій, съ которыми ему придется имѣть дѣло въ жизни; дать ему возможность сознательно и съ разумной критикой относиться къ будущей своей работѣ, т. е. иными сДОвами, назначеніе этихъ школъ — дополнить полученныя ученикомъ въ народномъ училищѣ свѣдѣнія примѣнительно къ труду земледѣльца. Въ виду того, что типъ подобнаго рода школъ у насъ еще не извѣстенъ, позволимъ себѣ привести ту часѣь гіро- краммы занятій, которая касается спеціальныхъ предметовъ. Самый курсъ школы продрлжается три года. Въ пер вомъ году ученикамъ даются общія понятія изъ жизни ра стеній. Ученикъ получаетъ въ возможно доступной формѣ отвѣты на слѣдующіе вопросы: 1) Составныя части почвы, воздуха, воды и растеній. 2) Какимъ образомъ растенія получаютъ изъ почвы питательныя вещества и какъ ихъ переработываютъ. 3) Для чего удобряютъ почву, какъ узнать, какія пи тательныя вещества нужны въ почвѣ и что нужно дѣлать, когда почва нуждается въ азотѣ, фосфорѣ, каліи, 4) Какъ узнать доброкачественность сѣмянъ. Какія вредныя насѣкомыя и болѣзни растеній замѣчались на мѣ стныхъ поляхъ и средства борьбы съ ними. 5) Уходъ за лугами. 6) Уходъ за садомъ и огородомъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1