Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

— 37 — нѣкоторыхъ училищахъ огородовъ и садовъ, для чего пра ­ вительство приходитъ на помощь своимъ ассигнованіемъ и всяческимъ поощреніемъ; но измѣнить программу народной общеобразовательной школы, въ цѣляхъ обязательнаго пре ­ подаванія въ ней сельскаго хозяйства, не представляется никакой возможности. А. М. Яценюкъ; возражая инспектору народныхъ учи ­ лищъ, высказался, наоборотъ, за возможность и необходи ­ мость приспособленія народной школы къ преподаванію сельскаго хозяйства, указывая при этомъ, какъ на одно изъ средствъ для осуществленія такового, также на подготовку учащаго персонала на спеціальныхъ курсахъ — помимо при ­ глашенія учителей-спеціалистовъ. Г. Я. Щербининъ указалъ на единственную возмож ­ ность использованія народной школы для указанной цѣли, путемъ лишь введенія въ ея нынѣшнюю программу интере ­ совъ къ той промышленности, которой занимается населеніе данной мѣстности, — что можетъ быть осуществлено посред ­ ствомъ спеціальнаго подбора учебниковъ, задачъ, темъ, прак ­ тическихъ упражненій и преподаванія естествознанія, но безъ измѣненія общей программы школы. К. М. Пальковскій высказался въ томъ смыслѣ, что существующая народная школа отвѣчаетъ и въ настоящее время первой и существенной потребности населенія, како ­ вой и является грамота и элементарное общее развитіе, и находитъ, что для выполненія даже своей непосредственной задачи, въ этомъ направленіи, она нуждается въ расшире ­ ніи дѣйствующей программы и, по его мнѣнію, устройство сельскохозяйственныхъ отдѣленій или введеніе сельскохозяй ­ ственнаго преподаванія во всѣхъ народныхъ школахъ пове ­ детъ къ неудовлетворительной постановкѣ какъ общаго, такъ и профессіональнаго образованія — прежде всего въ виду хотя бы отсутствія средствъ на столь широкую реформу. Послѣ продолжительнаго обмѣна мнѣній, въ которомъ принимали участіе всѣ присутствующіе на засѣданіи, пред ­ сѣдатель поставилъ на голосованіе вопросъ: цѣлесообразно и возможно ли нынѣшнюю трехъ и четырехъ лѣтнюю про ­ грамму общеобразовательныхъ народныхъ школъ приспосо ­ бить такъ или иначе для сельскохозяйственнаго образованія. По данному вопросу постановлено, что невозможно и нецѣлесообразно, но желательно, чтобы въ существующихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1