Введение всебщего обучения
Разница, очевидно, находится въ зависимости отъ разпообразiя требованiй, предъявJшемыхъ разными зе:~югвами r"ъ пшольнымъ зда нiямъ и пшольному хозяйству. Между тtмъ, въ соотвtтствiи съ одинаковыми гигiениче с1"ими и педагогическими требованiями нормы, какъ по хозяйственному содерж,анiю школъ, · та1"i и по снабженiю училищъ учебными посо бiями и книгами, должны были бы представлять гораздо больше одно образiя. :Несомн·внно, что, по :r,,г.врt проведенiя RЪ жизнь приня:тыхъ нормъ, постепенно обнаружится недостаточность ихъ и нtкоторымъ земствамъ придется и по этой статьt пойт и на добавочные, непред вид'ВI-шые ими, расходы. Не предвидtна финансовыми планами возможность принятiя на земскiй счетъ хозяйственнаго содерж. анiя тtхъ · училищъ, которыя по про(Ч"'l' У сtти ос1'ались въ непосредственномъ зав'.вдыванiи органовъ министерства народнаго просв1;щенiя и епархiальнаго вtдомства; оче видно, предполагалось, что эти школы будутъ содержаться на преж немъ основанiи. Между тtмъ вопросъ этотъ, въ особенности въ отно шенiи къ школамъ духовнаго В'.Вдомства, очень сложный и трудный. Главными источню"ами содержанiя для нихъ являлись до сихъ поръ, съ одной стороны, средства Государственнаго Н'.азначейства, съ другой плата за обученiе и взносы сельсrшхъ общАствъ. Очевидно, этотъ вто рой источникъ средствъ долженъ совершенно исчезнуть, соотвtтствен но съ общимъ х~рактеромъ закона о всеобщемъ обученiи, требующаго еео безплатности; кромt того, было бы, очевидно, песправедливо тре бовать отъ населенiя, вносящаго свою дuлю расходовъ на хозяйствен ное содержанiе земскихъ школъ, еще добавочныхъ взносовъ на шк◊ лы районовъ, въ которыхъ оно живетъ. Въ такомъ же точно противо рtчiи съ основнымъ характеромъ закона о всеобщемъ обученiи было бы принятiе на счетъ суммъ Святtйшаго Синода, т. е. на средства, идущiя изъ Государственнаго Казначейства, расходовъ на хозяйствен ное содержапiе однtхъ ш1"олъ, тогда 1еакъ расходы по другимъ шко Jтамъ п:олжпы были бы покрываться изъ М'ВСТНЫХЪ ИСТОЧНИI\.ОВЪ ; это создало бы, очевиднп, несправедливую привилегiю для однихъ М'Встностей содержать свои ш1tолы на средства, собираемыя со всего населенiя Имперiи. :Между Т'.ВМЪ спецiально церrшвныя средства и пожертвованiя на содержанiе церковныхъ школъ, на которыхъ не от ражается введенiе всеобщаго обученiя на новыхъ основанiяхъ, r"акъ изв'.вст1-10, очень невелики и болtе Ч'ВИЪ вtроятно, что органы мtст наго самоуправленiя 01"ажутся въ необходимости въ ближайшемъ бу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1