Введение всебщего обучения

Разница, очевидно, находится въ зависимости отъ разпообразiя требованiй, предъявJшемыхъ разными зе:~югвами r"ъ пшольнымъ зда­ нiямъ и пшольному хозяйству. Между тtмъ, въ соотвtтствiи съ одинаковыми гигiениче­ с1"ими и педагогическими требованiями нормы, какъ по хозяйственному содерж,анiю школъ, · та1"i и по снабженiю училищъ учебными посо­ бiями и книгами, должны были бы представлять гораздо больше одно­ образiя. :Несомн·внно, что, по :r,,г.врt проведенiя RЪ жизнь приня:тыхъ нормъ, постепенно обнаружится недостаточность ихъ и нtкоторымъ земствамъ придется и по этой статьt пойт и на добавочные, непред­ вид'ВI-шые ими, расходы. Не предвидtна финансовыми планами возможность принятiя на земскiй счетъ хозяйственнаго содерж. анiя тtхъ · училищъ, которыя по про(Ч"'l' У сtти ос1'ались въ непосредственномъ зав'.вдыванiи органовъ министерства народнаго просв1;щенiя и епархiальнаго вtдомства; оче­ видно, предполагалось, что эти школы будутъ содержаться на преж­ немъ основанiи. Между тtмъ вопросъ этотъ, въ особенности въ отно­ шенiи къ школамъ духовнаго В'.Вдомства, очень сложный и трудный. Главными источню"ами содержанiя для нихъ являлись до сихъ поръ, съ одной стороны, средства Государственнаго Н'.азначейства, съ другой­ плата за обученiе и взносы сельсrшхъ общАствъ. Очевидно, этотъ вто­ рой источникъ средствъ долженъ совершенно исчезнуть, соотвtтствен­ но съ общимъ х~рактеромъ закона о всеобщемъ обученiи, требующаго еео безплатности; кромt того, было бы, очевидно, песправедливо тре­ бовать отъ населенiя, вносящаго свою дuлю расходовъ на хозяйствен­ ное содержанiе земскихъ школъ, еще добавочныхъ взносовъ на шк◊­ лы районовъ, въ которыхъ оно живетъ. Въ такомъ же точно противо­ рtчiи съ основнымъ характеромъ закона о всеобщемъ обученiи было бы принятiе на счетъ суммъ Святtйшаго Синода, т. е. на средства, идущiя изъ Государственнаго Казначейства, расходовъ на хозяйствен­ ное содержапiе однtхъ ш1"олъ, тогда 1еакъ расходы по другимъ шко­ Jтамъ п:олжпы были бы покрываться изъ М'ВСТНЫХЪ ИСТОЧНИI\.ОВЪ ; это создало бы, очевиднп, несправедливую привилегiю для однихъ М'Встностей содержать свои ш1tолы на средства, собираемыя со всего населенiя Имперiи. :Между Т'.ВМЪ спецiально церrшвныя средства и пожертвованiя на содержанiе церковныхъ школъ, на которыхъ не от­ ражается введенiе всеобщаго обученiя на новыхъ основанiяхъ, r"акъ изв'.вст1-10, очень невелики и болtе Ч'ВИЪ вtроятно, что органы мtст­ наго самоуправленiя 01"ажутся въ необходимости въ ближайшемъ бу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1