Введение всебщего обучения

-- 10 - По четыремъ у·вздамъ (Тверскому, Новотор.жскому, Ржевскому и Старицкому) суммъ, расходовавшихся на содержанiе существовавшихъ уже нача.~rы-rыхъ школъ, какъ видно изъ приведенной таблицы, должно хватить, и при томъ по двумъ у 'вздамъ (Тверскому и Новоторжсr{ому) съ значительнымъ избыткомъ, на содержанiе всtхъ школъ, включен­ ныхъ въ шr{ольную сtть. По двумъ уtздамъ для покрытiя Т'ВХЪ же расходовъ понадобилась бы вся сумма смtты на народное образованiе, что, очевидно, невозможно. Наконецъ, по третьей грудп'В у·:Вздовъ вся см':Вта на народное образованiе составляетъ только часть, по одному (Калязинскому) даже меньше половины расходовъ, предстоящихъ на содержанiе шrеолъ сtти. Если къ расходамъ на содержанiе начальныхъ школъ присоеди­ нить указанные выше добавочные · расходы, не вошедшiе въ финансо­ вые планы, то тоJiько двумъ у:в здамъ (Новоторжсr{ому и ТверсI{ому) возмож, но обойтись безъ повышенiя смtты, для нъкоторыхъ же уtз­ довъ ассигнованiя на народное образованiе придется повысить вдвое и, можетъ быть, втрое (I{ашrзинстеiй). Чтобы ослабить затруднеиiя, соп­ ряженныя съ такимъ стремительнымъ ростомъ СМ'ВТЫ, у'взды старались растянуть проведенiе плана на десять лtтъ (Корчевской, Кашинскiй и Rалязинс1{iй), а одинъ даже на 15 Л'В'l'Ъ (Вышневолоцкiй). Объясняется такая разница въ поло.женiи у·:Вздовъ взаимодtй­ ствiемъ цtлаго ряда причинъ: 1) изв 'встн:ою экономическою отста­ лостыо нtкоторыхъ. уtздовъ; 2) тtмъ, что .n:o приступа I{Ъ введенiю всеобщаго обученiя С'Вть школъ была сравнительно слабо развита и расходы земства на отд'вльныя ШI{олы сравни'rельно не велики; 3) тtмъ, что относительно значительная часть расходовъ по содержанjю школъ покрывалась не изъ земской смt,1ъ1, 4) что въ уtздахь существовало значительное число школъ духовнаго вtдомства. Изъ всtхъ перечисленныхъ причинъ наибольшее влiянiе, несом нtнно, оr{азывала степень напряженности земскихъ расходовъ на на­ родное образованiе. Если мtрИJrомъ относительно богатства уtздовъ мы воsьмемъ суммы губернскаrо сбора, I{оторыя очевидно, должны быть по возможности сообраз ованы со всей доходностью имуществъ, подлежащихъ земсr{ому обложенiю, то мы увидимъ, что уtзды, I{ото­ рымъ предстоитъ значитеJrьное повышенiе ихъ смtтъ, I{areъ разъ тt самые, н:оторые трати:Jiи относитеJiьно меньше на нароцное образ ова­ нiе въ пол·гора, два и да.же три раза. Осуществимо ли ДJIЯ нихъ требуемое повышенiе смtтъ?-Матерiалы для отвtта на это·гъ вопросъ даетъ исторiя народнаrо образованiя въ , Тверской губернiи, которая показываетъ, что ростъ см·:Втъ шелъ рtз­ rеими скачками. 3а 10-ти лtтiе съ 1890 по 1900 г. общая см'вта по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1