Народные песни в обработке русских композиторов

Предисловие В настоящем сборнике напечатаны на­ родные песни в обработке крупнейших РУl.:ских композиторов. Обладая ИСltЛЮЧИ­ тельными художественными ДОСТOFшства­ МИ, все эти хоры являются 'Вместе с теч превосходным педагогическим материалом. '" * * , 1. Хор девушек «На море утушка» из оперы «Опричник» П. ЧаЙltов«кого испол­ няется со С'10ТОМ каждой восьмой (в раз­ мере а/8), но не медленно: движение ВОСЬ­ мых довольно оживленное, связное., без особых метричесF.ИХ подчеркиваний. Пес­ ня исполняется певуче, мягко, лирично, ТИХО. СВЯЗJIО - легато на долгом дыхании. Нужно точно выдерживать каждую чет· верть с 'l'ОЧRОЙ на конпах фраз. Особенно выпуклого крешендо внутри фраз на подъемах м~лuдии делать не следует. Сказанное касается только первой части песни, излагающей основную тему (на­ чальные десять тактов); вторая чить (на "8 и 9jS) поется более взволнова,[шо и быстро. СЧflТ идет на 2 и на 3, по три восьмых на взмах. Нужно оттенить, ПОД, черкнуть имитации, добиться полного равновосия по силе МflЖДУ альтами и с.о­ право. 3аключитеЛЬНGе повторение основ­ ной Te~ы проводится, как первые десять тактов. llа.:lO ОСВОЕч'tтельно поработать над выдержаПI!ОСТЫО интонапии и mенностью голосов, особеннн() Jtраflшп.ш. уравнове­ средних с 2. ЖеНСКIIЙ хор "у меня ль вв оадоч­ ке» из оперы «Сон на Волге» А. Аренско­ го исполняется очень сочно, полнозвучно, радо<':тно, быстро. Короткие длительности (восьмые и шестнадпатые) нужно ста.рать­ ся передать легко, чет1tO, ровно. Суетли­ вое или топорное исполнение их может лишить прсню всей ее прелести. Надо добиваться спаянного, выравнен­ ного звучания голосов хора в трехголос­ ных фразах, заботясь, чтобы альты (П13р­ вые и вторые) не выкрикивали lIысокие ноты (до диез и ре). , Если первые альты в Уltазаппых фразах звуча'г DJlЛО. слабо, можно усилить их группой певцов из вторых сопрано. Надо проследить. что.бы сопраrlO па словах «люmеныш, ЛЮЛП», предваряющих заклю­ чительное проведепие темы, не звучали nизгливо на ВЫССIШХ нотах (фа диез и соль диез). Трудный фортепианный ак­ ко~шанемент ШIСНИ требует внимательной и детальной проработки. 3. Украинская песня (,Свищет ветер в чи­ стом поле» (<<Гуде BiTep вельми в по­ лi») М. Глинки поется доводьно оживлен­ но, ровно, без затягmзаний на конпах фраз. Мrлодия сопрано отчетливо выделяется из общей ЗВУЧНОСТlI хора, поется связно и мягко. Аккомпанирующие голоса поют легко, ОТРЫВIIСТО. В басовых ходах на верхнее АО и си бемоль нужно избегать ltpнкa и форсирования звука. Теноровы!} фразы, контрапунктирующие основной МА­ лодии, слегка ВЫ.7fеляются. 2 4. НаРОДllая песня «Уж ты, ВОЛЯ моя» в обработке М. Муооргского ИСIJOлняется очень сдержанно, епОltойно, на широком дыхании. Мелодия песни, излагаемая дуэ­ том теноров, должна юзуча'гь размашисто, широко, но уравновешенно, с мягким хоро­ вым аккомпанем13ПТОМ. 5. «Татарский полон» Н. РИМСltOго-Кор­ caIWba-выдающееся lЮ мастерству ХЗРО­ БОГО письма и народности стиля произве­ дение. Вариаuионная форма оетаnл.яет почти в неПРИКОСIlОl3енности изумительно выразительную, ПJlеняющую своей про­ стотой и красотой народную мелодию. Свободная раэработка еonровождаюших ее голосов хора проникнуга большим вол­ неюаем, изобразительна, изобилует ярки­ ми динамичес:в:им:и контрастами. Песня - YM6peнnoгo, IЮ'IТИ оживленно­ го ДВliжеЮIЯ. Тему песни в каждом новом проводении надо ясно выделять из общей звучности хора. Женскае голоса поют те­ му очень мягко, лирично. ИСКJJЮ'j.ение со­ ставляют только две фразы, в которых те-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1