Народные песни в обработке русских композиторов
Предисловие В настоящем сборнике напечатаны на родные песни в обработке крупнейших РУl.:ских композиторов. Обладая ИСltЛЮЧИ тельными художественными ДОСТOFшства МИ, все эти хоры являются 'Вместе с теч превосходным педагогическим материалом. '" * * , 1. Хор девушек «На море утушка» из оперы «Опричник» П. ЧаЙltов«кого испол няется со С'10ТОМ каждой восьмой (в раз мере а/8), но не медленно: движение ВОСЬ мых довольно оживленное, связное., без особых метричесF.ИХ подчеркиваний. Пес ня исполняется певуче, мягко, лирично, ТИХО. СВЯЗJIО - легато на долгом дыхании. Нужно точно выдерживать каждую чет· верть с 'l'ОЧRОЙ на конпах фраз. Особенно выпуклого крешендо внутри фраз на подъемах м~лuдии делать не следует. Сказанное касается только первой части песни, излагающей основную тему (на чальные десять тактов); вторая чить (на "8 и 9jS) поется более взволнова,[шо и быстро. СЧflТ идет на 2 и на 3, по три восьмых на взмах. Нужно оттенить, ПОД, черкнуть имитации, добиться полного равновосия по силе МflЖДУ альтами и с.о право. 3аключитеЛЬНGе повторение основ ной Te~ы проводится, как первые десять тактов. llа.:lO ОСВОЕч'tтельно поработать над выдержаПI!ОСТЫО интонапии и mенностью голосов, особеннн() Jtраflшп.ш. уравнове средних с 2. ЖеНСКIIЙ хор "у меня ль вв оадоч ке» из оперы «Сон на Волге» А. Аренско го исполняется очень сочно, полнозвучно, радо<':тно, быстро. Короткие длительности (восьмые и шестнадпатые) нужно ста.рать ся передать легко, чет1tO, ровно. Суетли вое или топорное исполнение их может лишить прсню всей ее прелести. Надо добиваться спаянного, выравнен ного звучания голосов хора в трехголос ных фразах, заботясь, чтобы альты (П13р вые и вторые) не выкрикивали lIысокие ноты (до диез и ре). , Если первые альты в Уltазаппых фразах звуча'г DJlЛО. слабо, можно усилить их группой певцов из вторых сопрано. Надо проследить. что.бы сопраrlO па словах «люmеныш, ЛЮЛП», предваряющих заклю чительное проведепие темы, не звучали nизгливо на ВЫССIШХ нотах (фа диез и соль диез). Трудный фортепианный ак ко~шанемент ШIСНИ требует внимательной и детальной проработки. 3. Украинская песня (,Свищет ветер в чи стом поле» (<<Гуде BiTep вельми в по лi») М. Глинки поется доводьно оживлен но, ровно, без затягmзаний на конпах фраз. Мrлодия сопрано отчетливо выделяется из общей ЗВУЧНОСТlI хора, поется связно и мягко. Аккомпанирующие голоса поют легко, ОТРЫВIIСТО. В басовых ходах на верхнее АО и си бемоль нужно избегать ltpнкa и форсирования звука. Теноровы!} фразы, контрапунктирующие основной МА лодии, слегка ВЫ.7fеляются. 2 4. НаРОДllая песня «Уж ты, ВОЛЯ моя» в обработке М. Муооргского ИСIJOлняется очень сдержанно, епОltойно, на широком дыхании. Мелодия песни, излагаемая дуэ том теноров, должна юзуча'гь размашисто, широко, но уравновешенно, с мягким хоро вым аккомпанем13ПТОМ. 5. «Татарский полон» Н. РИМСltOго-Кор caIWba-выдающееся lЮ мастерству ХЗРО БОГО письма и народности стиля произве дение. Вариаuионная форма оетаnл.яет почти в неПРИКОСIlОl3енности изумительно выразительную, ПJlеняющую своей про стотой и красотой народную мелодию. Свободная раэработка еonровождаюших ее голосов хора проникнуга большим вол неюаем, изобразительна, изобилует ярки ми динамичес:в:им:и контрастами. Песня - YM6peнnoгo, IЮ'IТИ оживленно го ДВliжеЮIЯ. Тему песни в каждом новом проводении надо ясно выделять из общей звучности хора. Женскае голоса поют те му очень мягко, лирично. ИСКJJЮ'j.ение со ставляют только две фразы, в которых те-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1