Одноголосные детские песни и подвижные игры

ребенка, въ то же время доставляютъ ему удовольствіе. Онѣ тогда дѣйствительно хороши, когда дѣти, заслышавъ, какъ одинъ изъ товари- щей затянулъ что-нибудь про себя, живо иодхватятъ всѣмъ маленькимъ обществомъ знакомую пѣсенку, усиливая смыслъ того или другого куплета, того или другого напѣва, смотря по характеру и личному вкусу каждаго. Все, сказанное выше, привело меня к ъ убѣжденію въ необходимости сборника дѣтскихъ иѣсенъ, гдѣ какъ слова, такъ и музыка были бы не- премѣнно свои русскія, народныя, и въ то же время представляли что- нибудь цѣльное. Съ этою цѣлью я внимательно перечитала сборники на- родныхъ пѣсенъ: Сахарова, Шейна, Безсонова, а также музыкальные сбор- ники: Афанасьева, Балакирева, Вильбоа. Я нашла, что содержаніе лучшихъ пѣсенъ чуждо дѣтскому иониманію: тутъ выставляютъ или гнетъ семейной жизни или любовь; въ остальныхъ игра словъ безъ всякаго смысла. Болѣе вникая въ народную поэзіго, я пришла къ убѣжденію, что можно восполь- зоваться формою народной иѣсни и въ нѣкоторыхъ случаяхъ ея содер- жаніемъ, измѣнивъ то и другое согласно воспитательной цѣли. Въ при- мѣръ передѣлокъ могу указать на народныя пѣсни: . Три загадки" , „Во полѣ березынька стояла" и т. п. Что касается русскихъ народныхъ папѣвовъ, то они иредставляютъ необыкновенное богатство и полноту звуковъ и, при этой музыкальной силѣ, выражаютъ чувство во всемъ его разнообразіи. Понятно, какое мо- гущественное воспитательное средство заключается въ нихъ. Вотъ почему всѣ выбранные мною напѣвы, какъ было уже сказано выше, русскіе, народные, въ цѣлости и во всей чистотѣ взятые изъ на- родной музыки; лишь въ нѣкоторыхъ изъ нихъ, сообразно дѣтскому голосу, представлена мелодія въ болѣе доступной формѣ, т. е. уничтожены нѣко- торыя ея украшенія, при чемъ однако самый характеръ музыки всегда остается неприкосновепнымъ. Большинство выбранныхъ мною народныхъ пѣсенъ были передѣланы и обработаны В. И. В. Этотъ сборникъ предназначается не только для дѣтскихъ садовъ, во для народныхъ и элементарныхъ школъ, для низшихъ классовъ гимпазій и институтовъ. Съ обновленіемъ школьнаго дѣла какъ во всѣхъ учи- тельскихъ семинаріяхъ, такъ и въ лучшихъ народныхъ школахъ обучаютъ теперь иѣнію. Думаю, что сборникъ пѣсенъ, содержаніе которого почерп- нуто, какъ въ музыкальноіѵіъ, такъ и в ъ литературномъ отношеніи, изъ народнаго источника, послужитъ не лишнимъ подсиорьемъ при препода- ваніи этого предмета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1