К свету. № 23-24 1910 г.

- 17 - никомъ въ жизнь идеи абсо.лютной трезвости. Не дар.омъ же люди въ­ р_ующiе именуютъ школу райскою оnителью :r-.,:олодежи, ея Божiимъ храмомъ, Хрис·1:овою Цер:ковью,имъ­ ющую свои:r~,.~и членами еще неоз­ лоблевныхъ и н:еопршлившихся мо­ лодыхъ людей-дорогихъ для Гос­ пода "мадыхъ сихъ"; люди . же не­ в·врующiе именуютъ школу хра­ момъ ваукц, храм:омъ общечеловt­ чеQщ:Jй культуры. И т-в,, и другiе прекрасно сознаютъ то великое знач:енiе, какое для че~1овtчества им·ветъ шrtола. А такъ какъ наибо­ лtе дурнымъ средh учащихся эле­ ментом.ъ, сильно тормозящимъ ус­ пtху школьнаго ·д·вJrа, являются Д'ВТИ' 'ВЛJ{ОГОЛI1IЩВЪ, то школа -долж­ на бороться съ ттричийами и сл·вд- . . ,... с1·~1ями алкоголи зма даже въ сцлу необходимости; въ прот»вномъ слу­ ча·в1 щrа не въ состоянiи будетъ ско.лько-нибудь удовлетворительно достигать главной цъли своего на­ з¼ачецiя. '.Мы ,._ на ос·нованiи данныхъ ЛИЧНаГО, 15-Л'hТН,ЯГО ОПЫТа, ВПОЛН'В убtдились, что дi,ти алк9голиковъ въ большинств·в · случаевъ или очен'ь малоспособны, или, при на­ ли:ч1шсти щ1рованiй, насто.лько бо­ лtщн:вны физиче ски, что не въ си­ лахъ: ни пунктуально посъщать школу 1 ни усидчиво заниматься ум­ ствеi-i'/шмъ трудомъ, юш, наконецъ, облада~отъ' такою понижепностiю (а иногда и отсутствiемъ) нравст­ вепнаго чувства, что и на товари­ 'щеti произЁодятъ деморалиаующее BJIJЯHie, И H3.CTaRH:ИRJ М'ВШаЮТЪ ВЪ д·влъ обученiя wвоспитанiя. Очень часто школа не можетъ подняться до высотJ,I нормальнаго уровня сво­ ихъ успtховъ лишь потому, что среди у')ащихся много д'Втей, от­ равJiенныхъ алн:оголемъ еще въ ут­ робt матери. И такiя дtти-воисти­ ну тяжелый крестъ для препода- вателей! • Такимъ образомъ, одной изъ гл:авныхъ причин.ъ, сильно вредя­ щихъ дtлу образованiя и воспиш­ нiя въ высшихъ, среднихъ ;и низ- . шихъ школахъ, является и:меsно то прискорбное обсто.ятельство, ч;то цроцентъ учащихся-- дtтей аш1.ого­ лющвъ-слиш1tомъ великъ и, къ нашему великому огорченiю, все болtе и 6олtе прогрессируетъ въ своемъ ростъ. Впрочемъ, ecJIИ бы ш:щ)Ла не страдала еще однимъ, болъе важ­ нымъ недоста'rкомъ, о которомъ рtчь . сл~ду етъ ниже, то она, поль­ зуясь совершенными научными ме ­ тодами современныхъ намъ психо­ логiи, ан1·ропоJ1огiи, педагогики .и прочихъ наукъ, хотя и съ не ма­ лымъ трудомъ, но смогJiа бы вы- 1rолнить свое вели:кое uазначенiе. Къ сожалtнiю, о-на почти 6езсильна въ этомъ отношенiи, потомучто мы, русскiе, еще настоJIЫ{О малокулъ­ турны; что навязываемъ школt преслъдовать иныя, чужды.я для нея цtли и служить иному, чуж­ дому же для нея дtлу. И хотя нижесл1щующее отвле­ четъ ходъ нашихъ мыслей н·всколь­ ко въ сторону, но мы Ее можемъ удержаться, чтобы не Itоснуться ·гого болhного вопроса, 11.акимъ яв-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1