К свету. № 28 1910 г.

наго. Не то хлыстовство. Это ужас­ ный, приманчir·вый духовный не­ дугъ, заражаю:Щiй собою самую темную въ д1,лt религiи массу. Своими собранiями-,, кораблями" съ пляскою, пf.снями и рад1,янiями, возбуждающими духовный э:кстазъ, хлысты могутъ завербовать къ себt вели.кое множество посл1щователей изъ новичковъ. 3а свое болъе Ч'ВМъ 300 Л'Втнее сущес·rвованiе ни одна изъ сектъ не проявила такой жиз­ ненности, I{aitъ хлысты. О страшно пагубномъ влiянiи этой секты на нравственность нечего и говорит,:,. Это смертельный ядъ разрушаю­ щiй и семью . и общество. Конечно, оыть можетъ и . дай Богъ, чтобы наши опасенiя пыли преждевремен­ ны, а еще лучше напрасны. Hq приведенный случай даетъ право высн:азать эти опасе11iя. БезnJ1,атиый. \,1Iв1> релиriовuой жизни pyc- c1,aro народа. Религiозная жизнь простого рус­ {Жаго чеЛОВ'ВКа изъ низшихъ слоевъ народа несомнtнно часто свид'В­ тельствуетъ о недостаточпомъ зна­ нiи ими ученiя христiанскаго, о неотчетливости его религiозно-нрав­ ственныхъ попятiй, о многихъ его суев1,рiяхъ; но та же жизнь пред­ ставляетъ, вм1,стъ съ т1,мъ, неиз­ числимое множество обнаруженiй тюtого чистаго, сильнаго и искрен­ ня-го религiознаго чувства, каr{ое :можно встръти'Гь только у людей, жи:вущихъ истинною и полною ре- 7 - лигiозною жизнiю. Въ этомъ отно­ шенiи нашъ н:рестьянинъ состав­ ля етъ во многихъ случаяхъ прямую и ссrаст.ливую противоположность людямъ образованнаго класса. Ука.:. зывая на эту противоположность, приходится констатировать фактъ приготовленiя къ смерти люд:ей простыхъ и лицъ образованныхъ. Сколько разъ ни прихол:иJiось мнrв напутствовать въ загробнуrо жизнь своихъ прихожанъ, я всякiй разъ исполнялся глубокаго уваженi.s:~ къ той твердой . вtръ въ загробную жизнь и тому спокойствiю при при­ ближенiи къ смерти, какими отли­ чается нашъ крестьянинъ. Когда на одрt болtзни лежитъ нашъ ин.;. теллигентъ, то ему большею частiю ' не только не напоминаютъ о смерти" а напротивъ, увъряютъ въ выздо- t.... ровлен:iи, даже если такого и не послъдуетъ, и все съ тою цtлiю, чтобы, какъ говорятъ, не потрево­ жить его и не усилить его стра­ данiй; зд1,сь какъ-бы забываютъ, что ну.жно приготовдят.ься къ смер­ ти. Сове,ршенно противоположное происходитъ у крестьянина. Bct окружающiе говорятъ ему о при­ ближенiи къ смерти; самъ призы­ ваетъ ~ъ себъ родственниковъ, со­ с1щей и даже враговъ и со всtми прощается. 3атъмъ обязательно при­ глашаетъ священника. Во время напутствiя часто бываетъ, что боль­ ной убtдительно проситъ сказать е11у: умретъ-ли онъ отъ болъзни, или нtтъ'? И если слtдуетъ утвер• ди:тельный отвътъ, то выслуши­ ваетъ отвътъ совершенно спо1ийпо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1