В наши дни, № 1 1936 г.

Ив. Никольский то есть маслЯJНЬllМИ 1краокам1И. Про Панова по Т1Вери ходили рассказы, что 1 пр,и ~проезде Екатери1Ны II он написал на !Кирпиче портрет кучера императрицы. Возможно, что Панов И1 был первым учителем Каме­ женкова. О дальнейшей жизни молодого художника мы узнаем из его до­ КJrадной ,запиоки, !Поданной на имя 1е~каrгеринского вельможи И. И. Бец,кого. · Из это1го · документ~ дзи,щно, что Камеженков 17 ~ет остzвил Тверь и; ~<реiзн'уя 1при,обр.еСТ1И В живописи более ушехо:в.», приехал С матерью в Петербург. · «Все си:е :Цо'.лтоле11нее учение произвожу я на ,со'6ственном своем иждивении,- ш1шет он,- и невв1Ирая на бевмерные мои недостатки содержу и. ~мать мою. Ныне же, ко·гда в моем иоку,сстве !Приобрел я лутчее знание, когда мо:гу пользу приносить общест,ву, в-се сие у.ни ­ чтожае11ёя ·Ф,J1)1~11m:;анием меня к т,верской епархии, rк дому преосвя­ щенного.-..Ар-сеhйя епископа ... , /Почему и требуют . уже -меня для соб­ ственны,~ . е.гЬ домовых надобностей». В 1КЬн:1;е. 'Прошения Камежен,1юв восклицает: «Что гюрестнее для благомьk~л:яtО,еrQ человека, 1Ка1к рабство». ., Худ()}!{\р.ИIК просит Бецкого «извлечь его, нес~iастного , ив ига не­ воли, удру,r.щющей дарования природы и са-му добродетель, и ,сопре­ честь в чисJю тех счастливых, кои ,наслаждаются с~во·бодою, которая, ,возвышая душу, прИ1водит в соверш.енст1Во художества». Тра,гическая судьба большинства крепостных :художн:И1ков не мог­ Jiа быть иною в усл-овиях тогдашней . действительности. Раз1Витие и усовершенствование дарова 1 ния •ставило -крепостного выше· культур­ ного уровня его ,владельцев, что еще подчер1<:и1вала qротиворечие его рабск,ой за1висимости от 1Прихоти :помещиюJ,. Вспомним о судьбе знаменитого · художни-Nrо--.-4'J3-. А. Тропинина, бывшего у помещика однов·ременно 1 конД1и1тером, Jia~eм, художником­ портретисгом и маш11ром, лишь на 48-м году живни 1По.лучившето воль­ ную. Не удачнее сложи.1ась и жи.знь крепостно.го художника Алек­ сандра tПолнкова, завоевавшего пор т ретами 1иввестность 1в ст,олицах в 20-х ·годах прошлого ве~ка. Владе.11ец .взял е1го и::~ а,кадемии худо­ жес11в и заста,вил быть свои~м выездным Jiакеем, после че,го худож­ ник ,спился и пропал без вести. ТаJКая же перспектива открываJrась 1и перед Ер~молаем Камежен- 1<О1вым- 1В Т·вери. В случае опалы или гнева епископа он рис.ковал быть соrJ1анвьгм в глухой монастырь, и.~rи оrданным без зачета в солдаты, что ,с.ТJучалось часто ,с крепостными людьми «~князей ц~р,1<ви». 1К ,счастLю для Камежен~кова, в Петербурге нашJшсь «заступнИ1кк его таланта». В делах Академии художесm сохранился чер,новик ва- 1писки, адресован~ной в правление коллегии э,v,овомии , с отметкою: 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1