В наши дни, № 1 1936 г.

Цвет призван бороться и за удовлеТ1ворение эстетических потребно­ стей человеtК,а в ооциалис11ическо1м о'бществ- е. Цвета и краски за~ нимают в эсте·тике не посл·еднее мес110. Цветовая гар.1tония Знаменитый франщу.зсК;ИЙ 1юмпози-юр XVIII века Ра~мо, про­ званный потомтка:ми «Ньюто~ном звуков», перiВый в ,истории че­ ло,вечесrеа сумел найти в пестром и сложном м~ире звук,ов ос­ новные элеме-нты и заложил учение о музыкальной гармо:Нии. До Рамо к музы1Ке относились как .к св-ободному ,искусству, не подчиняющемуся никаким законам. Общеизнестню, ка1Ки~е плодотв,орные ~результаты д,ало уч-ение Рамто. Вся нынешняя высокая музыкальная культура не могла бы -существоватъ, -если бы н1е было учения о музык,альной гар­ моНJии . Крупнейшие ученые и худож.вики уже про·след,или ряд зако­ номерностей 'И в мире красок и тщетно льпались залож!Ить осно­ вы у~че1н1ия о цвеrго,в,ой 1 га~рмо,нии:. Боль,шое ·коJ11Иче-С11во ~~ремеtНIИ и твюрче-оких ,сил посвя11ил ,на:пример этому делу Гёте, наn 1 и,сав­ ший целую книгу о цве'Ге. Но !КаlК можно было созда:ть 1 науку о цветовой гарм~онии, ког~ да: ЦiВета Н1е 1И1мели да~же ТОЧIНЫIХ о~бо1з1Н::аIЧJе1ний (пере!Водя н,а язык музык1и- не и.мели ,нот). Наука о цв,ете была нема. Чтобы понять, •насколько назрел вопрос о цветовой ·гармонии, стоит вспомнить, что, не-смотря на немоту 1КолористП1жи, учеными и художнию1ми просл,ежено вс,е же кол,осс-альное к•оJ11ичество з,а­ ко,номерностей в мире •красок, - закономерностей разрозненных, но имеющих ~большое значение для художника и для художест­ вен.ной промышленности. Суще,ствует например закон, по которому «маленький белый предмет /на ,ц;ветном фоне кажет,ся окрашенным в цвет, до,пол­ нительный 1К фону». Белая луI'овица на голубой кофточке кажет­ ся ;рюв,овюй. Сущес'Гвует · зruк01н, по которому «д!Ва дополнительных ц,вета, помещенные рядом, 1 кажутся '60J1ee ярI<ИМIИ», н1апр1и:мер кржный и /зеленый. 1S5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1