Врачебно-санитарные сведения по Тверской губернии. Январь 1898 год

__ 5 — только пожалѣть, что съѣздъ употребилъ слово «желаніе» тамъ, гдѣ нужно бы сказать «необходимо» Врядъ-ли кто нибудь будетъ отрицать полезность или необходимость такихъ учреж,деній, какъ богадѣлыш. До того уже слово богадѣльня при- мелькалось, стало привычнымъ, что всякій какъ-то ужъ безъ размышле- нія признаетъ цѣлесообразность богадѣленъ. Иное дѣло— пріюты для неизлѣчимыхъ больныхъ. Это что-то новое, мало еще популярное, а по- тому можетъ быть по мнѣнію многихъ и мало полезное, а между тѣмъ оно-то и есть самое существенное, самое необходимое и во всякомъ слу- чаѣ болѣе пастоятельное, нежели богадѣльни. Земскому врачу сплошь и рядомъ приходится имѣть дѣло со больными, которыхъ онъ никоимъ образомъ не можетъ принять въ больницу, но ко- торые тѣмъ не менѣе нуждаются въ кое-какомъ уходѣ, болѣе сносномъ, чѣмъ имѣютъ, и въ нѣкоторомъ медицин скомъ пособіи. Врачу въ такихъ случаяхъ приходится скрѣпя сердце прописывать рецептъ и отправлять больного назадъ домой потому, что больной страдаетъ неизлѣчимою бо- лѣзныо и ему нѣтъ мѣстъ въ лѣчебницѣ. Зачастую отказъ принять та- кого больного вызываетъ ненріятные разговоры со стороны родственни- ковъ, зачастую и самъ больной очень недоволенъ отказомъ. Я это весьма понятно. Если взять во вниманіе настоящій экономически складъ крестьянина, а вѣдь о немъ идетъ и рѣчь, то мы увидимъ, что чуть-ли не болѣе по- ловины сельскихъ обывателей «одиноки», т. е. домъ состоитъ изъ мужа съ женой, съ ребятишками, со старухой или старикомъ. другими словами въ домѣ работниковъ только двое; отсюда и происходит!, то, что всякій больной, страдающій неизлѣчимою болѣзнью и требующій кой какого ухода за собой, является въ подобной семьѣ тяжелой обузой. Въ первое время за больнымъ есть еще уходъ, но чѣмъ далѣе идетъ болѣзнь, тѣмъ болѣе лишается онъ и этого послѣдняго утѣшенія, такъ какъ ходить за нимъ буквально некому, особливо во время лѣтнихъ работъ. Понятно теперь почему такого больного и стараются всѣми правдами и неправ- дами сбыть съ рукъ, т. е. помѣстить въ больницу. Но въ больницѣ для такого больного нѣтъ мѣста. Отказъ вызываетъ сильное недоумѣніе: боль- ница есть, вотъ привезли больного, а его не кладутъ; зачѣмъ тогда и больница? И это крестьянское разсужденіе совершенно вѣрно: разъ боль- ного не принимаютъ, .зачѣмъ дѣйствительно тогда существуетъ больница? Съ такого мыслью больного везутъ назадъ, сваливаютъ на печку и пре- доставляютъ самому себѣ. Сплошь и рядомъ врачъ и при посѣщеніи селенія встрѣчаетъ такихъ больныхъ, и тогда ему приходится слышать такіе діалоги: «хоть бы уме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1