Врачебно-санитарные сведения по Тверской губернии. Январь 1898 год

— 11 — думаю., чтобы земство поставило себѣ цѣлью только научить грамотѣ, совершенно не заботясь о будущемъ своихъ учениковъ. Сдѣлавъ шагъ, надо дѣлать и другой. Разъ уже грамотѣ выучилъ, надо не давать безшюдно пропадать пріобрѣтеннымъ познаніямъ, надо глубже вкоренять ихъ въ юной дѣтской памяти, чтобы съ ростомъ организма развивался и духъ и умственныя способности и чтобы темное невѣдѣніе окружающей среды не подавляло юной мысли. Отсюда возникаетъ новая задача— поддерживать и увеличивать то, что дано школой. Какъ же и чѣмъ? Устройствомъ библіотекъ, читаленъ, чтеній; вотъ черезъ что, какъ извѣстно, долженъ пройти ученикъ или ученица школы. Но скажутъ и говорятъ: какое дѣло до этого вамъ, врачамъ? Неужели вамъ мало своего дѣла — лѣчить своихъ больныхъ и заботиться о здоровьѣ населенія? Неужели вамъ вѣчно необходимо совать носъ (простите это вульгарное выраженіе) не въ свое дѣло? Вотъ волей-неволей, даже съ сжиманіемъ сердца, и приходится чуть-ли не въ тысячный разъ объяснять и доказывать, конечно, сплошь и рядомъ безъ успѣха, что врачу больше чѣмъ кому нибудь приходится защищать дѣло народнаго просвѣщенія и съ грустнымъ чувствомъ безсилія своего и почти полной безпомощности все таки ратовать съ. тьмою; приходится доказывать, что врачъ больше чѣмъ кто-либо и чаще сталкивается съ народомъ, съ его нуждами, горями и печалями и, главное, съ его интел- лектомъ. Но не буду тратить время и утруждать читателя можетъ быть и п)стымъ словоизверженіемъ, буду приводить факты, которые служатъ иллюстраціей безпросвѣтнаго мрака и которые всѣ заимствованы мною изъ моей дѣятельности и жизни въ 5-омъ участкѣ. Вотъ два нарня, конечно, выпивши, поссорились; одияъ, не долго думая, ударилъ другого перочиннымъ ножомъ въ животъ; если- бы не скорая медицинская помощь, ударившій оказался бы убійцей. Былъ и такой случай. Въ праздникъ ребятамъ подвернулся прохожій нищій; его били, избили и убили. Вообще ударить, побить, избить— это дѣло самое обыкновенное: отцы дѣтей, дѣти отцовъ, малые смотрятъ на старыхъ и т. д. Отъ этихъ далеко не пикантныхъ анекдотовъ изъ жизни перейду къ новседневнымъ наблюденіямъ. Вотъ, грудной ребенокъ страдаетъ поносомъ и коликами, молодуха- мать тащитъ его къ «бабушкѣ», бабушка мигомъ опредѣляетъ его бо- лѣзнь и объявляетъ молодухѣ, что это у него въ спинкѣ «щетинки», . , ѵ .™

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1