В наши дни, № 2 1936 г.

В. В. Ванслов бию, и в «Цыганах» он ~посвящает Овидию лирически-проникновенны·е строки: «Меж нами есть -одно преданье: Царем когда-то сослан бы:r Полудня житель к нам в изгнанье. {Я прежде знал, но ттозабыл Его мудреное прозванье). Он был уже лета 1 ми стар, Но млад и жиlВ душой незл.обной: Имел он песен дивный дар · И голос, шуму вод подобной . ... Но он к заботам жизни бедной Привыкнуть никогда не мог ... ... Он ждаJr: придет ли избавленье. И все .несчастный тос_1<овал, Бродя по берегам Дуная, Да горьки слезы проливал, Свой дальный град воспоминая, И завещал он умирая, Чтобы на юг перенесли Его тоскующие кости, И смертью - чуждой сей земли Не успокоенные гости» 1 • Конечно, к Овидию Пушкин здесь подошел не как критик, а как художник. Однако, в немногих строках он сумел выразить трагедию римского ·поэта ярче и глубже, чем многие биографы Овидия, ПЫ· та·вшиеся, довольно бесплодно, разгадать причину тнева Августа, раз­ давившего поэта и сломавшего его нежнострунную лиру. Интерес Пушкина -к античной поэзии выразился не только, в его I<ритических оценках и упоминаниях, но и в том, что сама лирика Пушкина хранит живые следы воздействия античной поэзии на его творчество. И здесь на первом месте надо поставить влияние Ана­ I<реона, очень значительное в первый период творчества великого поэта. В этот период (так называемый «лицейский») Пушкин охотно прибегает к темам Анакреона. Его стихотворения «Гроб Анакреона» , «Мое завещание друзьям», « 1 <t>иал А.», «Подражание А.», «Бог веселый винограда» носят явные следы увлечения Анакреоном. Влиянием Ана,креона отмечены многие этапы в развитии запад­ ноевропейской лирики. Но 1<аждый 'Раз вакхические мотивы получали особое звучание в анакреотической поэзии различных эпох и классов . Увлечение Анакреоном у Пушкина отличалось своеобразием. В поэте 1 А, <;. Пущкин, Цыганы. 10~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1