В наши дни, № 2 1936 г.
,/ Пушкин и западноевропейскан литература древности он видит выражение величайшего оптимизма, уменье· на слаждаться радостью жизни так, ка-к это умели делать тольк•о древ ние греки, эти «дети человеческого общества» 1. Вот · почему анакреотические стихи Пушкина говорят не только о подку~пающей ле-гкости их тем, ·но ,и напоминают ,нам• об огромном выпрямляющем значении .радостно-светлых М'гновений жизни. Если Гомером Пушкин восхищался, то Вергилий заслуж11:л от не го ряд отрицательных отзывов. Автор «Энеид:ы» был из1Вестен Пуш кину со школьной скамьи. В черновых набросках VII главы «Евгения Онегина» \Пушкин пишет, что он зевал над «Энеидой», а сам Евгений «помнил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха» 2 • Творчество Вергилия не нравилось Пушкину своей искусственностью. В письме 1< А. А. Бестужеву в · июне 1825 т. Пушкин пишет: «У ~римJiян век по средственности предшествовал веку гениев - грех отнять это титло у таких людей, каковы Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий и Лук реций, хотя они, кроме двух последних, шли столбовой дорогой под ражания». Понятно, что творчество Вергилия не оказало на Пушки на сколько бы то ни было заметного влияния. Гораздо больший инте ,р.ес Пушкин nроявJшет к Катуллу. Многие стихи ' Катулла Пушкин знаJr наизусть. Он находит в небольшом по этическом наследстве Катулла страницы, особенно живые и трогающие. Считая, что они имеют право на возрождение, Пушкин перевел сти хотворение «Мальчику» <«Пьяный горечью фалерны» ). В беопокойной жизни, в ·трагической .судьбе, во !Взволнованных стихах этого современника вели~кой римской революции Пушкин уви деJr и оценил оригинаJiьного, остроумного поэта. Из средневеков.ой литературы в·ни~ма1J-Iие Пу~шкина привле·кает Дан те. Пушкин знал Данте не только в переводах, но и в подлиннике. В Данте Пушкин ценит прежде всего его политическую остроту, то, что он nисал «не для благосклонной улыбки прекрасного пола» 3 • Поэтому понятно, что особенное внимание его привлекал «Ад», где политические идеи Данте выражены с предельной остротой. Виртуоз стихотворной техники, создавший знаменитую «онегинскую строфу», Пушкин ·не мог не увидеть,. в авторе терцин и в стройности компози ции «Ада» «плода высокого гения». И он принимается в подражание Данте nробовать свои силы в терцине. Таковы стихи: «И далее мы пошли» и «В начаJ1е жизни школу помню я». Литература эпохи Рене·ссанса была · ,предметом тщательного изу-' чения Пушкина. В ero библиотеке были многие ~поэты этой эпохи: · Бокаччио с его «Декамероном», Раблэ, Чосер, Сервантес. 1 К. Маркс, ,Введен,ие «I< критике политической эконом,ии»; по сб. Маркс и Энгельс, Об ан'nичности, сг.р. 56. , 0 «Е·вrе,аий Онегин», гл. I. ,строфа VI. 3 «О nредщ:л91щ11 •r-11-Ja Л.ем9~пе ~ пере:щду ба·сен И. А. I<,рыл-ова-». 10~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1