В наши дни, № 2 1936 г.

,/ Пушкин и западноевропейскан литература древности он видит выражение величайшего оптимизма, уменье· на­ слаждаться радостью жизни так, ка-к это умели делать тольк•о древ­ ние греки, эти «дети человеческого общества» 1. Вот · почему анакреотические стихи Пушкина говорят не только о подку~пающей ле-гкости их тем, ·но ,и напоминают ,нам• об огромном выпрямляющем значении .радостно-светлых М'гновений жизни. Если Гомером Пушкин восхищался, то Вергилий заслуж11:л от не­ го ряд отрицательных отзывов. Автор «Энеид:ы» был из1Вестен Пуш­ кину со школьной скамьи. В черновых набросках VII главы «Евгения Онегина» \Пушкин пишет, что он зевал над «Энеидой», а сам Евгений «помнил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха» 2 • Творчество Вергилия не нравилось Пушкину своей искусственностью. В письме 1< А. А. Бестужеву в · июне 1825 т. Пушкин пишет: «У ~римJiян век по­ средственности предшествовал веку гениев - грех отнять это титло у таких людей, каковы Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий и Лук­ реций, хотя они, кроме двух последних, шли столбовой дорогой под­ ражания». Понятно, что творчество Вергилия не оказало на Пушки­ на сколько бы то ни было заметного влияния. Гораздо больший инте ,р.ес Пушкин nроявJшет к Катуллу. Многие стихи ' Катулла Пушкин знаJr наизусть. Он находит в небольшом по­ этическом наследстве Катулла страницы, особенно живые и трогающие. Считая, что они имеют право на возрождение, Пушкин перевел сти­ хотворение «Мальчику» <«Пьяный горечью фалерны» ). В беопокойной жизни, в ·трагической .судьбе, во !Взволнованных стихах этого современника вели~кой римской революции Пушкин уви­ деJr и оценил оригинаJiьного, остроумного поэта. Из средневеков.ой литературы в·ни~ма1J-Iие Пу~шкина привле·кает Дан­ те. Пушкин знал Данте не только в переводах, но и в подлиннике. В Данте Пушкин ценит прежде всего его политическую остроту, то, что он nисал «не для благосклонной улыбки прекрасного пола» 3 • Поэтому понятно, что особенное внимание его привлекал «Ад», где политические идеи Данте выражены с предельной остротой. Виртуоз стихотворной техники, создавший знаменитую «онегинскую строфу», Пушкин ·не мог не увидеть,. в авторе терцин и в стройности компози­ ции «Ада» «плода высокого гения». И он принимается в подражание Данте nробовать свои силы в терцине. Таковы стихи: «И далее мы пошли» и «В начаJ1е жизни школу помню я». Литература эпохи Рене·ссанса была · ,предметом тщательного изу-' чения Пушкина. В ero библиотеке были многие ~поэты этой эпохи: · Бокаччио с его «Декамероном», Раблэ, Чосер, Сервантес. 1 К. Маркс, ,Введен,ие «I< критике политической эконом,ии»; по сб. Маркс и Энгельс, Об ан'nичности, сг.р. 56. , 0 «Е·вrе,аий Онегин», гл. I. ,строфа VI. 3 «О nредщ:л91щ11 •r-11-Ja Л.ем9~пе ~ пере:щду ба·сен И. А. I<,рыл-ова-». 10~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1