В наши дни, № 2 1936 г.

В. В. Ванслов Маркс и Энгельс в перепюже с Лассалем неоднократно указывали, ка·к на исключител~,ное достоинство реализма Шекспира, на его глу­ бокую и широкую историчность, образующую фон, «позволяющий вы­ разить наисовременнейшие идеи в их чистейшей форме» 1 • « Какие при­ чудливо характерные образы,-пишет Энгельс,-дает эта эпоха раз­ ложения феодальных связей в лице правящих королей без ·копейки денег, нищих ландскнехтов и авантюристов вся-кого рода - фальста­ фовский фон, который в исторической драме этого типа был бы еще эффектнее, чем у Шекспира!» 2 Пушкин прекрасно понимал значение «фальстафовского фона» как глубочайшего выражения шекспировского реализма. Именно поэтому он восхищается образом Фальстафа, подчеркивая его типичность длн своей эпохи: «Нигде, может -быть, многосторонний гений Шекспира не отразюкя с таким многообразием, ·как в Фальстафе, ко­ его ~пороки, один с другим овязанные, ,составляют забав­ ную, уродливую цепь, подобную древней Вакханалии» 3 • И вся характеристика образа Фальстафа дается Пушкиным в све­ те того типичного разложения феодальных связей, которое и •состав· ляло исторический фон эпохи. «Разбирая характер Фальстафа,- пишет Пушкин,- мы видим, что главная черта его есть сластолюбие; смолоду, •ве­ р.оятно, грубое, дешевое волокитство было :первою для него заботою, но ему уж•е за пятьдесят, он растолстел, одрях; об­ жорство и вино приметно взяли верх над Венерою. Во-вто­ рых, он трус, но, проведя свою жизнь с молодыми повесами, поминутно ,подверженный их насмешкам и проказам, он при­ крывает свою трусость дерзостью уклончивой и насмешли­ ,вой. Он хвастлив по ,пр:ивычке и по расчету. Фальстаф сов·сем не глуп, напротив. Он имеет и некоторые привычки челове· ка, нередко видавшего хорошее общество. Правил нет у него никаких. Он слаб, ка·к баба. Ему нуж­ но крепкое испанское вино, жирный обед и деньги для своих любовниц; чтоб достать их, он готов на1 1Все, толък-о б не на явную апасность» 4 • Реализм Шекспира [lушкин видел и в удивительной многосторон ­ ности, разнообразии и живости его образов . «У Шекспира Шейлок 1 Маркс в письм е к Лассалю от 19 апреля 1859 г., «Литературное наслед­ •ст,во », к·н . 3, 1932 ,r. " Энгельс, Письмо к Лассалю от 18 мая, «Литературное нас ,1сдство» , кн. 3, 1932 -r, • 106 3 Пушкин, Из «ТаЫе Tall,». 4 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1