В наши дни, № 2 1936 г.

Пушкин и западноевропейская литература скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, ,остроумен ... У Шекспира лицемер произносит судебный приговор с тщеславною ,строгостью, !НО оправед­ ливо; он оправдывает свою жестокость глубокомысленным суждением государственного человека; он обольщает невинность сильными, увлека­ тельными ,софизмами, не смешною смесью набожности и волокитства. Анджело лицемер - потому что его ·гласные действия противоречат тайным страстям! А какая глубина в этом характере» 1 • Все вышеприведенные замечания Пушкина имеют в виду, конечно-. общие и основ•'ные ,свойства ше·кспировско-го реализма. Упоминания в них отдельных произведений и образов имеют характер лишь ссылок и примеров. Но ряд замечаний относится и специально к отдельным произведеdиям; они прио'5ретают для нас не меньшее значение и как факты оценки и как ,свидетельства критического гения Пушкина. «От,елло ,от ~природы не ревнив - напротив: он доверчив»,- rпиш~т Пушкин. В этой лаконичной фразе - глубочайшая проникн~овенность в характер оqраза Отелло . Пуш1шн ,прекрасно :пон1имает, что чувство Отелло выдержало бы всякие испытания в родственной ему ореде. Но этому чувству -суждено было развиваться в среде ~морально и идеоло­ гически враждебной; на этой почве и возникает трагический конфликт. К культу Шекспира Пушкин приходит уже в середине 20-х годов, откавываясь от свое•rо увлечения французской литературой XVII века. До этого периода в статьях, заметках и письмах Пушкина французской литературе уделяется очень много внимания . Поэтому вопрос об отно­ Щf:'ПИИ его к французской литературе уже не раз служил ~предметом ис­ следования наших пушкинистов. Француаская литерату~ра до XVII века, как утверждает Б. Томашевский 2, мало интересовала Пушкина. Но за­ то он решительно и определенно вступает на большую дорогу фран­ цузского· классицизма, проникаясь учением его идейного вождя Буало 3 • Всю французскую литературу XVIII века он считает «антипоэтической», за исключением Вольтера, который вызывает не только восторженные отзывы, но и желание учиться у него новым формам эпического мастер­ ства. Из элегиков в этот период его интересуют Парни и А. Шенье, при почти полном обходе других поэтов это-го вре 1 мени. Пушкину кажутся необходимыми многие каноны классицизма и, в час11ности, сохранение «трех единств». Он видит достоинства «велиi<ОЙ народности» у Расина, который берет «все предметы для своих траге­ дий из римской, греческой и европейской истории», и противопостав­ ляет его Озерову, «вообразившему», что для создания народной тра­ гедии достаточно выбрать предмет из «отечественной истории». 1 Пушкин, Из «Т·аЫ.е Ta lk». 2 Б. Томашевский, Пушкин - читатедь французских 110это,в, «Пушкинскиii сборник па,мяти С А. IВенrерова», -стр. 218, 1922 r. 3 ·См. Б. Томашевский, Лушки.н и Буадо, сб. <<Пушкин -в мировой дитературе~,, Гиз, 1926 r. · 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1