В наши дни, № 2 1936 г.

Пушк.ин и западноевропейская литература стоящими законами трагедии» , когда даже Байрон- ТР'агик cтaJr ме­ лок по сравнению с lllекспир,ом, ·он в статье к<1О русской: литературе с очерком французской» дает, убийстве1щую критику французской лит~ратуры, не исключая и ее XVII века, у котор,ого столь многому учился ранее сам . Главным пунктом нападения Пушкина служит придворный ха­ рактер фра1Нцузской литературы, ее лесть перед королем и его дво­ ром. «Некто у нас сказал, - пишет А. С. Пушкин, - что французс,кая словесность родилась в передней etc. Это слово было повторено и во французских журналах и замечено, как жалкое мнение. Это не мне· ние, но истина историческая ... Ришелье чувствовал важность . литера­ туры. Писатели были призваны ко двору и задарены пенсиями, как дворяне... Людовик XIV следовал системе кардинала. !Вскоре словес­ ность ,сосредоточилась около его трона. Все писатели получили при­ дворную должность. Корнель, Ра,син тешили короля заказными траге­ диями, историограф Буало ·воспевал его победы и назначал ,ему пи­ сателей, достойных его внимания. А•кадемия первым правилом свое•го устава положила хвалу великого короля. Были исключения, бедный дворянин Лафонтен печата~ •В ~Голландии свои веселые сказки о мо­ нархинях ... Зато Лафонтен умер без пенсии» 1 • Это •приводило к тому, что Ра·син, по словам Пушкина, «боялся унизить такое-то высокое звание, оскорбить таких-то спесивых своих зрителей - отселе робкая чопорность, смешная надутость, вошедшая в пословицу». Пушкин отмечает отсутствие во французской литературе «истин­ ного •вдохновения» и искренности, он переоценивает теперь ее «на­ родность» . <<!Когда писатели перестали тесниться по передним вель­ мож, - пишет он, - они, дабы вновь войти !В доверенность, обрати­ Jшсь к народу, лаская его любимые мнения или фиглярствуя незави­ симостью и странностями, но с одной целью: выманить себе репута­ цию или деньги! В них нет и не было бес,корыстной любви к искус­ ству и к изящному - жалкий народ!» 2 Его поражает отсутствие самобытности: «Ни один из, француз­ ских поэтов не дерзнул быть самобытным, ни один, подобно Мильто­ ну, не отрекся от современной славы» ~ . Порывая с французским классицизмом, Пушкин осуждает литера­ туру XVIII :ве ка. Даже Вольтер, пользовавшийся его исключительной любовью, не избег его упреков. Впрочем, обаяние Вольтера сохрани­ лось все же до конца жизни. На оцеm<ах Пушкиным Вольтера следует остановиться подробнее . .С творчеством Вольтера он был знаr<ом еще в раннем детстве, когда , «начитавшись «Генриады», задумал поэму в 1 Пушкин, О ,рус,ской литературе с ,очерком французской . 2 Там же. 3 Там же. 10!)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1