В наши дни, № 2 1936 г.
Пушк.ин и западноевропейская литература стоящими законами трагедии» , когда даже Байрон- ТР'агик cтaJr ме лок по сравнению с lllекспир,ом, ·он в статье к<1О русской: литературе с очерком французской» дает, убийстве1щую критику французской лит~ратуры, не исключая и ее XVII века, у котор,ого столь многому учился ранее сам . Главным пунктом нападения Пушкина служит придворный ха рактер фра1Нцузской литературы, ее лесть перед королем и его дво ром. «Некто у нас сказал, - пишет А. С. Пушкин, - что французс,кая словесность родилась в передней etc. Это слово было повторено и во французских журналах и замечено, как жалкое мнение. Это не мне· ние, но истина историческая ... Ришелье чувствовал важность . литера туры. Писатели были призваны ко двору и задарены пенсиями, как дворяне... Людовик XIV следовал системе кардинала. !Вскоре словес ность ,сосредоточилась около его трона. Все писатели получили при дворную должность. Корнель, Ра,син тешили короля заказными траге диями, историограф Буало ·воспевал его победы и назначал ,ему пи сателей, достойных его внимания. А•кадемия первым правилом свое•го устава положила хвалу великого короля. Были исключения, бедный дворянин Лафонтен печата~ •В ~Голландии свои веселые сказки о мо нархинях ... Зато Лафонтен умер без пенсии» 1 • Это •приводило к тому, что Ра·син, по словам Пушкина, «боялся унизить такое-то высокое звание, оскорбить таких-то спесивых своих зрителей - отселе робкая чопорность, смешная надутость, вошедшая в пословицу». Пушкин отмечает отсутствие во французской литературе «истин ного •вдохновения» и искренности, он переоценивает теперь ее «на родность» . <<!Когда писатели перестали тесниться по передним вель мож, - пишет он, - они, дабы вновь войти !В доверенность, обрати Jшсь к народу, лаская его любимые мнения или фиглярствуя незави симостью и странностями, но с одной целью: выманить себе репута цию или деньги! В них нет и не было бес,корыстной любви к искус ству и к изящному - жалкий народ!» 2 Его поражает отсутствие самобытности: «Ни один из, француз ских поэтов не дерзнул быть самобытным, ни один, подобно Мильто ну, не отрекся от современной славы» ~ . Порывая с французским классицизмом, Пушкин осуждает литера туру XVIII :ве ка. Даже Вольтер, пользовавшийся его исключительной любовью, не избег его упреков. Впрочем, обаяние Вольтера сохрани лось все же до конца жизни. На оцеm<ах Пушкиным Вольтера следует остановиться подробнее . .С творчеством Вольтера он был знаr<ом еще в раннем детстве, когда , «начитавшись «Генриады», задумал поэму в 1 Пушкин, О ,рус,ской литературе с ,очерком французской . 2 Там же. 3 Там же. 10!)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1