В наши дни, № 2 1936 г.

В. В. · Ванслов «Всякая строчка великого писателя, - пишет · Пушкин, - стано­ вится драгоценной для потомства ... Одному !Вольтерt предоставлено было составить из деловой переписки о покупке земли, книгу, t1a каждой странице заставляющую вас смеяться, и передать сделкам и купчим ,всю заманчивость остроумного памфлета». Все это по-казывает, насколыко поклонение Воль1'еру у Пуш:сина • быJIО тлубоким и непохожим на то поверхностное увлечение просве· тительными идеями, которое характеризует русское помещичье «воль­ терианство», умевшее соединять чтеrние французских философов с диким помещичьим произволом, а достигнув зрелого возраста, каять­ ся в заблуждениях мол•одости 1. Байрон был •первым писателем, который повлек Пушкина в сто­ рону от французского классицизма. Как утверждает академик Дашке­ вич 2, прямые упоминания о ~Байроне встречаются в стихах Пушкина с 1820 г., а в переписке поэта -с 1821 г. ~Поворот к ,Байрону привел Пушкина к углубленному изучению английской литературы и языка. К французской литературе он возвращается только для сравrнения ее с английской. Глубину .Байрона он противопоставляет поверхностности Расина; _простоту ист•орического романа Вальтер-Скотта он ,ставит в образец «чопорному» де-Виньи и напыщенным французским траги­ l<ам; английских поэтов, так называемой «озерной школы» он ставит выше французских лириков. Он сравнивает «Федру» Ра-сина с «Пари ­ зиной» Байрона и приходит к выводу, что «~Расин понятия не имел о создании трагического лица» 3 • В предисловии к I гJ1аве «Евгения Оне­ гина» Пушкин прямо указывает на свою зависимость от ,Байрона: «Первая глава заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года и напоминает «Беппо», шуточ­ ное произведение мрачного Байрона». О !Влиянии Байрона на Пушки­ на, ·как известно, было сказано в нашей критической литературе очень много 4 • В плане нашей темы этот вопрос интересует нас лишь по- 1 Денис Давыдов в стихотворении «Современная песня» прекрае:но :изобразил эту черту русск,оrо пом~ещичьего «в,одьтер:ианства~: «А гдядишь - наш Лафайет, Брут ИJJИ Фа,бриций Мужика под пресс кдадет, Вместе ,с свекловицей. А гдяд,ишь -,наш Мирабо Старого ~Гаврилу За ,измятое жабо Хлещет в ус да в рыдо». 2 Н. Л. Дашкевич, Отголоски у.влечения Байроном в поэзии Пушкина, 1 тv~i сочинений Пушкина под редакцией :Венгерова, стр. 428, изд. Брокгауз-Эфрон. 3 Письмо ,к А. С. [1,ушюину. • Однако, .проблема «Байрон -Пушкин» ·все еще м-ожет считаться неразре­ шенной. Наши ·пушкинисты далее текстуальных сличений и констатирования n отделыных случаях общно.сти моrnвов не пошм. А ,вм,е-сrе с тем rе1Нези,с ,и функ­ ция -4:байронизма» ~Пушкина чрезвычайно -специфичны. Ое:новное, по нашему мне­ нию, заключаст,ся в том, что «байро,низм» Пушкина выражал проrрес-сивные стрем­ ления дворянства 1в борь-бе с крепостническим rocy дар,с11вом, .в то .время как «бай• ро:ниэм» ,Байрона ,вырастает на почве .реаю~и он,ного возврата к ста.рому . ~ 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1