В наши дни, № 2 1936 г.

Пушкин и западноевропейская литература стольху, поскодьку .влияние Байрона было результатом историко-ли­ тературной работы Пушкина над сочинениями великого английского поэта, приведшей его на определ·енном этапе своего творческого раз­ вития к их высокой критической оценке. В письме ·к А. П. Керн Пушкин писал: «Байрон получиJr в моих глазах новую прелесть, - все героини его облекутся в моем вообра· женин 1В черты, забыть которые невозможно». iНе нагромождая Д(жа­ зательств, Пушкин ,выражает ,свои оценки в предельной сжатости: • «то, что я читал из 1«Шильонского узника», прелесть», - пишет он Льву Сергеевичу Пушкину, а в письме к Бестужеву замечает: «Никто более меня не уважает «Дон·Жуана» {первые 5 песен, других 'Не чи­ тал), но в нем ниче 1 го нет общего ,с Онегиным» . 1825 тод был поворотным годом в оценках Байрона. В конце это­ го года творчество Байрона отступает 1В сознании Пушкина перед Шекспиром. «Что за человек этот Шекспир? Не могу; притти ВJ ,себя! Как Байрон-трагик мелок по сравнению ,с ним!» 1 • Особенно отрица­ тельное отношение Пушкина в этот .период вызывает позднее творче­ ство Байрона. «!Гений Байрона, - пишет он Вяземскому, - бледнел с его молодостью. В своих трагедиях, не выключая и «Каина», он уже не тот пламенный Демон, который создал ,«Гяура» и «Чайльд-Гароль­ да» 2 • В том же «Дон-Жуане» он находит некоторые погрешности в изображении русских условий жизни и быта 3 • Теперь Пушкин нахо· дит неестественным однообразие героев, подчеркнутый лаконизм, ста­ вит .в ,вину •Байрону отсутствие плана в его произведениях. «Байрон,­ пишет Пушкин, - пGстиг 1Всего·навсего один характер (именно свой собственный) {у женщин нет характера-у них страсти в молодости, вот почему так ле~гко рисо·вать их); итак, Байрон (в трагедии) разде­ лил между своими героями те или другие черты -своего собственного характера: одному дал свою гордость, другому - свою ненависть, третьему - свою меланхолию и т. д., и таким образом из одного ха· рактера, полного, мрачного и энергичного, создал несколько харак­ теров незначительных, - это уже вовсе не трагедия» 4 • Здесь Пушкин очень тонко определяет одну из особенностей поэтического дарова· ния Байрона, поэта односторонних и -сильных аффектов, преувели­ ченно ярких· впечатлений, мелодраматических сцен, поз и ситуаций, крайне обобщенных поэтических образов, представляющих лишь ос· новные, не меняющиеся, однотонные аспекты явлений. Указание Пуш­ кина, что героини Байрона не имеют характера, конечно, ~имеет тот смысл, что английский поэт 1В создании женских образов, был гораз· до менее оригинален. Чистая и нежная, с «прекрасным лицом и граци- 1 Пись,мо Н. tН. Ра.ев•ак-ому. ' П11сьм<J ,князю П. А. IВязе,мокому. 3 Отры_в,к,и ~и,з писем, мысли· !И з,амечания. • Пи<:ь,мо Н. Н. IРае~вс,кому. 8 «В 1iаШи дни~ .М 2 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1