В наши дни, № 2 1936 г.

В. В. Ванслов 0зным обJiико-м», идеаJiьная героиня Байрона быJiа · хорошо знакома английской Jiитературе со времен Клариссы Ричардсона. Байрон, поJ10живший щ1чало критическому пересмотру. француз­ ской литературы XVII века, от1<рыл ДJIЯ Пушкина путь не толыщ к Шекспиру, но и ко всему богатству немецкой и английской литерату· ры. Среди немецких поэтов Пушкин выше всех поставил Гете, кото­ рого он называет «вели-каном романтической поэзии», •В'Кладывая в понятие романтической поэзии особое представление об отсутствии стеснительных правил классицизма. Между .прочим Пушкин подчер· . кивает значительное -влияние r-ете на Байрона: «Гете имел большое ВJiияние на Байрона. Фауст тревожил вообра~ение Чайльд-Гарольда. Два раза Байрон пытался бороться с Великаном романтической поэ· зии- и остался хром, как Иаков». Особенно сильное ·влияние Гете Пушкин :видит в «Манфреде»\ в котором Байрон, по его словам, «ослабил дух и формы своего образца» 2 • , 1 , 1 ! В «Фаусте» Гете его прельщают необычайная широта творческого замысла, смелость , мысли и значµтельность идеи. «Есть высшая сме· лость, -говорит Пушкин. - ,Смелость изображения, создания, ·когда план обширный об ' емлется творческою мыслью, - та 1 кова смелость Шекспира, Данте, Мильтона, Гете в «Фаусте», Мольера в «Тартюфе», Байрона в «Чайльд-f'арольде» 3 • В замет-ке «О подражателях Байрона» Пушкин вновь •возвращает· ся 'К оценке «Фауста». «Фауст» есть величайшее создание поэтическо­ го духа, он служит представителем новейшей поэзии, точно как «Илиада» служит памятником классической древности» 4 • Этот отзыв о «Фаусте» почти дословно совпадает с те-м опреде­ лением зна1t-1ения «Фауста» в исrории литературы но1Вого времени, ко­ торое дал ему Белинский: «Фауст» Гете, - писал великий критик, - есть «Илиада» наше•го ,времени. Гете-вот 1 Гомер, ·вот прототип поэта нашtего !Времени» 5 • Нет, ,конечно, ниче,го удивительного 1В том характерном факте, что во всех этих замечаниях Пу1Шкина о Гете упомянут именно «Фауст» - произведение, в которое Гете вложил всю 11юлно'Гу творческих -пере­ живаний. Поэтическое ,истолкование гетевсжих -образов Пушкин, быть может, лучше всего дал в своей «Сцене из Фауста» . Белинский быд сдинс11венным, верно оценившим 'Пушкинскую «Сцену» . Связывая об­ раз пушкинского Мефистофеля с со-временностью, великий ,1<.ритик пи­ сал: «Ужасно.:. Но это не смерть и даже не старость мира ... Люди на- 1 По -свидетельству ЭJ<кермана, ,на ,это не одно.кратно указыrваJ1 и -сам Гете . См. «!Разговоры Гете, -собран·ные ЭJ<керманом». 2 Пушкин, О сочинениях П. А Катенина. Н4 3 Пушкин, Есть разЛ1Ичная -с.мел-ость, замет,ка. 4 «О Бай.ро,не rи его rподражателях». 5 Белинский, iПисьма, т . I, стр. 317.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1