В наши дни, № 2 1936 г.

Лицо ткани Только много лет спустя, когда фабрики «Товарищес'I'ва Тверской М::!нуфактуры» стали 1юмбинатом «Пролетарка», когда, спасаясь от пролетарской революции, ,последний из знаменитой династии русских фабрикантов Морозовых бежал за границу, когда были открыты фаб· ричные архивы и сломаны ,печати комме.рческих тайн, удалось выяс­ нить причину театральных увлечений старого инженера: по заданию фабриканта он регулярно посещал все сборища богатых людей, куда с'езжались модницы всей России демонстрировать туалеты, сшитые из самых ,новых, самых модных русских и заграничных тканей. Не музыка гениальных композиторов, не исполнение бессмертных актеров, слава которых ,гремела во всем мире, не тол1Па блестящих посетителъ'Ниц теа11ро1В•, опер, концертов, выставок, не они, а рисунки, толыю рисунки и расцветки тканей, из которых были сшиты платья, приводили старого инженера в столицу. Прислонившись к колонне, где-нибудь в тихом углу театрально· го фойе, или при тус1<лом боковом свете рампы, ,пока все были увле­ чены тем, что происходило Н31 сцене, он опытной рукой набрасывал на манжете сх-ему модного, ,понра1Вившегося ему рисунка, условными знаками записывая сочетание ,модных тонов. Вернувшись в ТiВерь, инженер вызывал рисовального мастерз, да· вал ему распоряжение, и через несколько недель рынки страны были r-iаводнены т1<анью, украшенной новым, модным, но переделанным и часто у.чучшенным рисунком. Рисунок - лицо ткани. -Качество рисунка и расцветка определяют успех ткани у потребителя. Поэтому текстильный рисунок был до ре­ волюции предметом самой ожесточенной 1<онкуренции текстильных фабрикантов. Принимая все меры, чтобы охранить свою рисовальную и рецеп­ турную мастерские от нескромного любопытства конкурентов, Моро­ зов придумал десятки хитроумнейших способов для того, чтобы вы­ ведать у них rновые рисунки и рецепты. Фабриканты подкупали ма­ стеров и рисовальщиков, поощряли воровсrво , иногда шли на пре· ступление, чтобы достать драгоценные кроки. · Получив из рисовальной новый удачный рисунок, Морозов часто приказывал оформить им огромную партию товара в несколько мил­ Jiионов метров и строжайше следил, чт,обы ни один метр новой ткани не ,выlllел за ворота его склада. Это делалось для того, чт-<;бы сразу заполнить новой тканью рынки и снять пенки сверхприбылей, пока кон­ куренты сумеют скопировать и подработать рисунок, имевший успех. Даже своим на фабрике людям вход в рисовальные мастерские был воспрещен. Кабинет дире 1 ктора отделочной фабрики, где храни­ лись кроки новых рисунков, альбомы образцов и рецептурные книги, имЕ.'новался «секретной». «Секретной» называлась и рисовальная ма· стер~кая. Это щ13вание, дав'f!о потерявщее всякий смысл, живет и -сей- 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1