В наши дни, № 2 1936 г.

Лицо ткани стерство рисовальщика до некоторой степени <:лужило гарантией от безрабо,тицы, стоявшей за спиной каждого рабочего. И рисовальщик строго хранил свое масте.рСТiВО, утверждавшее за ним право на преимущества. Поэтому обучение рисовальному делу тя­ нулось мучительно долго, продолжалось десять, нередко и больше лет. Тяжелая, затхлая обстановка рисовальных, где мастера по десять часов в день молча гнулись над столами, сковывала творчество часто очень тала1Нтливых людей. Необходимость подладиться ,под конку­ рента и подпевать модным мотивам стирала их творческую индивиду­ альность, держа мастеров в окостенелых рамках рав установленных традиций. Но незаурядный талант ·ма<:теров часто пробивался сквозь эти оковы, ·как пробивается •весенняя трава с,квозь ·камни мостовой. Бы­ вало, в,место mодражания моде и слепого копирования удачных ри­ сунков из-под их кисти выходили рисунки такой ,силы, такого эф:j)ек­ та, что сразу создавали новое направление в текстильном рисовании. 1В книгах старых образцов на ситцевой фабрике «Пролетарки» хранится много рисунков ·морозовских мастеров, ставших классичес­ кими, вошедших в быт, воспроизводивших<:я в течение полувека и до сих пор не утерявших своей прелести, до сих пор · находящих спрос. Здесь в рисовальной выросли и :воспитались такие незаурядные мастера текстильного IРИоования, как недавно ум,ерший Сундуков, большой мастер, создатель целой серии остроумных, тонких восточ­ ных рисунков. Его рисунки, имитирующие восточные шелковые тка­ ни, создали морозовским ситцам, кашемирам, сатинам-жекард огром­ ный успех в восточных странах. Эту же суровую школу mрошел незауряд1ный и оригинальный ма­ стер текстильного рисунка . Постигов-старший. Из-под его кисти вы­ шли сотни тонких, изящных, прихотливых и в то же вермя простых многокрасочных рисунков для ,городе,ких тканей. Русское текстильное рисование на первом этапе своего развития шло в основном по двум линиям: копировало дорогие ткани, или слепо воспроизводило природу, давая почти натуралистические изо­ бражения цветов, листьев, т,рав. Постигав был одним из ,первых рисовальщиков, восставших про­ тив этой традиции и созда,вших много новых, смелых по тем време­ нам, изящных по своему ,построению, легких и красивых рисунков, ооздавших лицо таких тканей, как аста, эльст.ра , паленда и т. д. В морозовской рисовальне вырос мастер текстильного рисунка Иван Петрович Шитов, воспитывающий и обучающий сейчас молодых рисовальщиков в мастерской ситцевой фабрики «Пролетарки». -Старые альбомы хранят десятки замечательных рисунков, вышед­ ших из рисовальной «Пролетарки». 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1