В наши дни, № 2 1936 г.

Б. Ка,мпов Знаменитые «огурчики » - рисунок, сделанный по мотивам пер­ сидских художественных тканей и воспроизведенный потом в сотнях и тысячах разработок, - вышли из этой мастерской. Здесь же были сделаны первые кроки зна•менитых теневых ,рисун­ ков, которые потом распространялись в десятках вариантов в тече­ ние многих лет. Но это яркие исключения. Традиция и шаблон, низкий уровень вкусов массового потребитеJ1я, к 1<оторому подлаживался л,овкий фабрикант, давили на творчество текстильных рисовальщиков, ско­ вывали незаурядных мастеров, ~приводили к тому, что основная масса дореволюционных рисунков, сделанных морозовской мастерской, бы­ Jiа безвкусна, пуста и бессодержательна, ка!\ и сама жизнь царской России. ,,Вся жианъ, наи иа д,адоии" Первые одиннадцать пореволюционных лет рисовальщики «Пр о­ летарки» шли по старому, проторенному десятилетиями ~пути. Боль­ шинство художников и учеников оставило мастерские, а старые ма­ стера ,продолжали слепо повторять морозовские образцы, не за.мечая, как быстро ,меняется жизнь за ,стенами их ~мастерской, как преобра­ зился и быстро растет массовый ·потребитель, ·как изменились его вкусы. Затем мастерские на фабриках были распущены, и создание новых текстильных рисунков, нового лица ткани было сосредо'Гочено в ру­ ках центрального художественного совета. Его деятели, среди которых были и люди, ничего не смыслившие в текстильном рисовании, и пе,рекрасившиеся наспех старые риса· вальщики, ,провозгласили н а ступление новой эры текстильного рисо­ вания. Они об'явИJш себя создателями этой новой эры , отгородились O'i" старых опытных мастеров и принялись создавать так называемые < 1 тематические» рисунки , которые, согласно декларации художествен­ ного совета, должны были отобразить нашу жизнь, нашу борьбу, на­ шу радостную действительность . Правильный сам по себе лозунг отображения действительности i3 искусстве, как это часто бывает с ограниченными людьми, был понят ими в буквальном смысле. И ВО'Г появились ткани, изуродованные так называемыми «тема­ тическими» рисунками . В своих натуралистических исканиях руково­ дители художественного совета, расставшись с остатками здравого смысла, «воспроизводили» на тканях дома, поселки, колхозы, целые сцены из городской и колхозной жизни. На ,ситцевой ф абрике «Пролетарки» собрано много кусков тка- 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1