В наши дни, № 2 1936 г.
Лицо ткани ней с так называемыми «тематическими» рисунками, известными по ос11роумным наз1ва,ниям, которыми ,их надеJLи.ли рабочие ,фабрики. \Вот яркий пример - рисунок, известный под названием «елки палки». На нем рядами поперек ткани воспроизведены ели и теле графные столбы, между которыми последовательно едут велосипе дист, трактор, автомобюrь, какое-то сложное сооружение, природу которого трудно усiановить, и идут группы ,пеше~одов. Или рисунок, !Наделенный прозвищем «рыбий •глаз»: целое панно, «рисующее » на ткани жизнь рыбацкого промысла. Здесь и челноки, и море, и ловецкая артель, тянущая сеть, и бочки засоленной рыбы, и сама рыба, и в довершение В (: его рыбьи глаза, 1воопроизведенные по чему-то отдельно крупным планом. Шедевром нелепости является крупный, многокрасочный рисунок, известный на фабрике под громким названием «вся жизнь, как на ла дони». Здесь среди ,виньеток из аляповатых, неестественного цвета фруктов можно «познакомиться» с жизнью коJrхоза. Воспроизведены сцены сельскохозяйственных работ: пахота, жнитво, обмолот, показа ны детские ясли, r<олхозный магазин и даже заседание правления колхоза. Все сделано с редким безвкусием. Нелепость идеи, умножен· ная на бес~омощность иополнеаия, производит 1Пр,ямо жуткое впечат ление. Такой, похожий на гигиенический плакат рисунок, понятно, не мог возбудить в потребителе ничего, кроме досады и возмущения. Второе направление «тематического рисования» создало серию формалистических рисунков, извест,ных среди раклистов ситцевой фабрики под об'единенным названием «утильсырье». Название мет кое. На ткани ff~оспроизводились обломки шестерен и маховиков, осколки электрических ламп, завитки проволоки, уродливые молотки, зловещие серпы, все это нагромождалось одно на другое в беопоряд ке, похожем на бредовое видение. Лииилроста Постановлением партии и правительства центральная художест венная мастерская была ликвидирована. Фабрики ,получили задание вновь организовать или восстановить художественные мастерские. С этого исторического ,постановления, относяще,гося к 1933 :г., и начинается настоящая история советского текстильного рисунка .. Из старых рисо·вальщиков к тому времени на «Пролетарке» остал ся один И. П . . Шитов. Ему и поручила дирекция фабрики заново со здать рисовальную мастерскую. Среди детей рабочих у 1 правление фаб риrш вместе ,с редакцией газеты провело конкурс на лучший рисунок. В жюри поступили сотни работ . Авторы лучших рисунков были приглашены в рисовальную. Это была IНОвая, молодая, творчески способная ветвь, привитая к дряхло- 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1