В наши дни, № 2 1936 г.

Лицо ткани ней с так называемыми «тематическими» рисунками, известными по ос11роумным наз1ва,ниям, которыми ,их надеJLи.ли рабочие ,фабрики. \Вот яркий пример - рисунок, известный под названием «елки­ палки». На нем рядами поперек ткани воспроизведены ели и теле­ графные столбы, между которыми последовательно едут велосипе­ дист, трактор, автомобюrь, какое-то сложное сооружение, природу которого трудно усiановить, и идут группы ,пеше~одов. Или рисунок, !Наделенный прозвищем «рыбий •глаз»: целое панно, «рисующее » на ткани жизнь рыбацкого промысла. Здесь и челноки, и море, и ловецкая артель, тянущая сеть, и бочки засоленной рыбы, и сама рыба, и в довершение В (: его рыбьи глаза, 1воопроизведенные по­ чему-то отдельно крупным планом. Шедевром нелепости является крупный, многокрасочный рисунок, известный на фабрике под громким названием «вся жизнь, как на ла­ дони». Здесь среди ,виньеток из аляповатых, неестественного цвета фруктов можно «познакомиться» с жизнью коJrхоза. Воспроизведены сцены сельскохозяйственных работ: пахота, жнитво, обмолот, показа­ ны детские ясли, r<олхозный магазин и даже заседание правления колхоза. Все сделано с редким безвкусием. Нелепость идеи, умножен· ная на бес~омощность иополнеаия, производит 1Пр,ямо жуткое впечат­ ление. Такой, похожий на гигиенический плакат рисунок, понятно, не мог возбудить в потребителе ничего, кроме досады и возмущения. Второе направление «тематического рисования» создало серию формалистических рисунков, извест,ных среди раклистов ситцевой фабрики под об'единенным названием «утильсырье». Название мет­ кое. На ткани ff~оспроизводились обломки шестерен и маховиков, осколки электрических ламп, завитки проволоки, уродливые молотки, зловещие серпы, все это нагромождалось одно на другое в беопоряд­ ке, похожем на бредовое видение. Лииилроста Постановлением партии и правительства центральная художест­ венная мастерская была ликвидирована. Фабрики ,получили задание вновь организовать или восстановить художественные мастерские. С этого исторического ,постановления, относяще,гося к 1933 :г., и начинается настоящая история советского текстильного рисунка .. Из старых рисо·вальщиков к тому времени на «Пролетарке» остал­ ся один И. П . . Шитов. Ему и поручила дирекция фабрики заново со­ здать рисовальную мастерскую. Среди детей рабочих у 1 правление фаб­ риrш вместе ,с редакцией газеты провело конкурс на лучший рисунок. В жюри поступили сотни работ . Авторы лучших рисунков были приглашены в рисовальную. Это была IНОвая, молодая, творчески способная ветвь, привитая к дряхло- 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1