Тверская старина. № 2 1991 г.
Безусловно, в России и ранее существовала сексопатология разного рода, как и психопато логия, как, скажем, воровство или убийство. Но вопрос - в какой мере! Одно дело, когда горстка несчастных лечится на Канатчиковой даче, другое - когда Канатчикова дача - вся страна. ' Еще одно замечание культурологического ти па. В Православии так называемые подробности интимных отношений всегда сокрыты, всегда - тайна, это во-первых. А во-вторых, брачные половые отношения никогда не считались гре ховными или постыдными . Было неприлично кричать "Давай подробности!" Сейчас этот целомудренный стыд в нашей передовой и как бы даже еще шагнувшей вперед сексопатологии почему-то называется ханжеством. А.С. Пуш кин свидетельствует, как это происходило рань ше и как должно быть. Вспомним: Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой; А потом честные гости На кровать слоновой кости Положили молодых И оставили одних. Давайте и мы, несмотря на полное отсутствие кроватей слоновой кости (а то и кроватей вообще), послушаем русского гения и оставим молодых одних. Но, как уже говорилось, оттого, что культура половых отношений была закрытой, вовсе не следует, что в ней отсутствовали глубина и творчество. И понятно , что она, культура, замечательным образом транслировалась от по коления к поколению. Понятно, что, имея у себя "дивные" родильные дома, где уже появ ляется видеоаппаратура, но нет еще в достатке простыней и матерятся санитарки,- нам нельзя же теперь вернуться к абсолютно безграмотной, лишенной прогрессивности и, так сказать, на учности какой-то повивальной бабке! Это было бы шагом назад в нашем поступательном движении в бездну. Сейчас , действительно, не до этого. Рыба гниет с головы. Надо заняться главным: вернуться к деятельному осознанию того, что владение и власть над собой начина ются с овладения Словом. Автор не имеет в виду, что вовсе бессмысленно заниматься проблемами полового воспитания. Речь о другом. О правильном понимании исходных причин. Это же понимание дает нам, в свою очередь, возможность правильно опре делить стратегию и тактику исследований и практической работы . И еще один вопрос, ответ на который остается за гранью тайны интимных супружеских отно шений, поэтому я лишь поставлю этот вопрос и как бы "подвешу" в воздухе. Я хотел бы продемонстрировать два полюса отношений к сексуальной сфере. Первый описывается словами апостола Павла: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен на,:~ своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас Сатана невоздержаньем вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление" ( 1 Кор. 7, 4-7). Второй, противоположный, полюс - возведение половой сферы в некий ценност ный абсолют, понимание ее как психобиологи ческоrо эпифеномена. Как сочетаются эти два полюса? Могут ли они, скажем, быть разными временными тактами в жизни одного и того же человека? Все это вопросы, а ответы на них мы сможем найти лишь в собственном духовном опыте семейной жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СМЕРТЬ ОТЦА Христос Воскресе! - Воистину Воскресе! (Пасхальное приветст вие). ИСТИННО, ucmuJ-/1-/0 говорю ва.м; если пше ничное зер110, пав в землю, не умрет, то остш1ется одно; а если у.мрет, то принесет м11ого плода. (Ин. 12, 24). Точно так же, в соответствии с этим евангельским утверждени ем, смерть отца - одновременно и слава и скорбь семьи. Ибо именно гроб отца являет собой полноту единения сыновей и дочерей в скорби. Слезы сыновей, их скорбь являются одновременно их рождением и посвящением в отцовство. Смерть отца - это и начало еще одной малой церкви. Гроб отца фундамент семейной церковной традиции и преданий. Смерть именно в таком ее понимании должна быть вожделенна и радостна для отца, ибо он идет к Богу , исполнив и завершив свою земную жизнь в. полноте ее плотского , душевного, духовного смысла. Полнота смысла в предсмертной радости отца могла бы быть проиллюстрирована еван гельскими словами Иисуса Христа, обращенны ми к Богу и Отцу: Да сбудется слово, речеl{lюе Илt: и з т ех, которых ты М11Р. дал, Я не погубил никого. (Ин. 18, 9). Наверное, лучшие слова о полноте осмыслен ности смерти отца были сказаны о смерти Авраама. И скоNчсщся Авраа.м, и ул1ер в старости доброй, престарелый и Nасыще111-1ый жиз11ью, и приложился к народу свое.му. (Быт. 25 , 8). Насыщенный жизнью не в блуде и - 96 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1