Тверская старина. № 2 1991 г.

скрываемого от посторонних. В первом слу­ чае свадьба "уходом ' является протестом против деспотизма родителей, желающих отдать свою дочь за жениха, вовсе ей не милого, но чем-нибудь понравившtгося ро­ дителям невесты. В последнем случае свадьба "уходом" родственникам жениха и невесты дает возможность избежать лиш­ них и непосильных свадебных расходов. В этом случае родственники жениха и неве­ сты ведут свадебные переговоры секретно от соседей, они тоже, как и в первом случае, сердятся на своих детей (конечно, притвор­ но) и говорят: "Не спросили стариков, так пусть женятся без пива". Эта тайная свадьба исключает некоторые формальности: нередко она бывает без пуб­ л икаций, и венчание происходит поздно вечером. Конечно, предупрежденный свя­ щенник наведет справки, нет ли родства между желающими вступить в брак, и вен­ чает без малейшего риска. В настоящее время в нашей местности свадьбы "уходом" случаются несколько реже, чем прежде, и большая часть их бывает из экономии в расходах . Лет же 10-15 назад карельские свадьбы почти все происходили "уходом", и редко обходилось без курьезов, что случа­ ется и теперь . Случается, что родители невесты как-нибудь прознают, что дочь их увели с беседы к венцу, пускаются в погоню за похитителями, нагоняют их с бранью, а часто и с дракой, отнимают у жениха неве­ сту, уводят домой и усиливают надзор за нею . Иногда погоня скачет во весь опор до церкви, но тщетно: скоро выходит молодая чета, падает на колени перед рассердивши­ мися родителями, просит прощения и бла­ го слове ни я . Посердятся, посердятся старики, да делать нечего: невольно поко­ рятся обстоятельствам. Между русскими обычая венчаться "ти­ хонько" нет, и свадьбы совершаются с боль­ шими церемониями, чем у карел . Опишем подроб~о свадьбу в деревне Василеве (Ар­ хонскои волости) и окрестных селениях. Парень-жених выбирает себе в своей или чужой деревне девушку-невесту, советуясь со своими родителями, и с их согласия " засылает" к избранной девушке "сватов" - одного или двух своих родственников . Сваты, есJ ш им не откажут, за кружкой пива или бутылкой вина ведут с родителями невесты свадебные переговоры : выговарива­ ют известное количество денег на свадеб­ ные "дары", назначают день "запоя" и свадьбы. Запой редко бывает дома, большей частью "на запой ездят" на рынок в бли­ жайшее торговое село. Из Васильева "запи- вать ездят" в село Молоково (Бежецкого уезда) в торговый день - среду. "Ездить на запой" значит "ездить пропивать девуш­ ку", как выражаются крестьяне. На запо й · прежде всего родственники жениха на по­ лученные от родственников невесты деньги (10-20 р.) закупают шали, платки, ленты и т.п. вещи для свадебных подарков. После покупки всего необходимого сходится вся будущая родня (преимхщественно члены семьи жениха и невесты) в трактир, кабак , или пристраиваются где-нибудь на улице и начинают пить вино и беспременно чай - если запой происходит в трактире. Порядоч ­ но подгулявши, с песнями все едут домо й. Просватанная девушка до запоя и после запоя до свадьбы шьет все нужное к свадь­ бе, в чем ей усердно по целым дням помо­ гают девушки-подруги . Аккуратно кажды й вечер подруги невесты приходят к ней на вечеринку . Они подходят к дому с песней : Не остатну ли весну красну С теплым летом провожу.­ Не задумают ли родители Меня замуж отдавать? От веселья, от беседушки Меня ладят отлучать. Есь (если) отлучат от беседушки, Не чаю живой быть . Жива буду, не забуду По век девичье житье : Жить во девушках во красных Было очень хорошо - У родимого у батюшки Работать легко, У родимой-то у матушки Погулять вольно . Перед дверями дома девушки кончают песню и входят в дом, где им представля е т ­ ся печальная картина . Невеста, окруженная своими родственницами, вопит-оплакивает проходящее девичье житье. Девушки все толпятся вокруг плачущей подруги и тоже начинают плакать и причитать . (Иной и не хочется плакать, но делать нечего: того требует обычай) . Комната оглашается вое м разнообразных голосов, постоянно слышн ы всхлипывания, прерываемые горькими ры­ даниями и "~ричетами" . Но скоро все ути ­ хает, девушки . уходят, чтоб завтра днем придти и с песнями помогать невесте шить , а вечером собраться на отпевание девичье го житья . Дня за два до свадьбы жених с братом ил и сестрой идет к невесте с двумя-тремя фун­ тами пряников "покупать ее" . Пришедших - 130 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1