Тверская старина. № 2 1991 г.
Что над белой над барыней Над Анной-то Федоровной! Она ходила не домечивала, Среди поля не встречивала, Черны шляпы не подымывала, На Алексея не надевывала." 2 Анна-то белая была, Подгородня бела барыня слыла, Что намывшись, намазавшись, Набелившись, нарумянившись, Полюбилася, понравилася Что такому молодцу так молодцу Алексею-свет Ивановичу. После песен сваха обуащается к родствен никам жениха : "Подаите зеркало, мыло да гребень: невесте глядеться да начесывать ся!" Когда все явится, сваха садится рядом с молодыми. Тут являются просительница ми девушки; им щедро платят за песни уже пропетые, а также и за те, которые они поют поезжанам жениха. Полученные день ги девушки делят поровну и уходят. Моло дых уводят из-за голодного стола в .-?-РУГУ~ избу, где на молодуху надевают повои ник", дают им есть. Прежде всего им дают по стакану молока и третий стакан пополам; все это они обязательно должны выпить, так как это, по убеждению крестьян, руча ется за то, что дети будут белые и что у молодой будет больше молока. Но вот все гости уезжают от невесты с дружкою обмотанными с головы до ног белой новиной, едут к жениху . Здесь встречает молодых мать жениха, нарядившаяся каким-нибудь чудовищем, чтобы молодые боялись матери . В избе все гости садятся за стол, пьют, едят наконец, расходятся. Молодых уводят в от~ельную избу, а если нет другой избы у жениха, то и в хлев, где молодая чета в отгороженном от скота уголке проводит всю ночь. Рано утром родственники невесты приез жают в дом жениха, где уже родственники жениха, "опохмелившись", распевают пес ни. Только новые гости переступят порог, как на них градом посыплются вопросы: "Кvда? Зачем? . " Выступает из среды при шедших более бойкий и заявляет: "Наша тайная полиция разведала, что в здешнем доме сохраняется сбежавшая такая-то и такая-то" (называют невесту) . И поднима ется шум : одни опровергают, другие дока зывают, все, крича, размахиваютu руками . Наконец, после долгих пререкании, споров и толкования об одном и том же родствен ники жениха наряжают какого-нибудь пар ня в женский костюм, а женщину в мужской и приводят эту парочку в избу . Родственники невесты отказываются, не признают за сбежавшую, острят и высыла ют фальшивых молодых вон. Потом прихо дят наст0,ящие молодые, садят их за стол, угощают, потом опять уводят в другую избу или в хлев . Оставшиеся гости кутят с песнями и шумным разговором, из которого ничего нельзя понять, так как говорят все, и каждый о своем . Скоро опять приводят молодых в избу, и родственниц~ невесты - сваха начинает дарить гостеи платками, полотенцами и другими вещами . Каждому получающему подарок прежде всего подают стакан пива , тот не пьет ; молодые просят его, кланяются ему в ноги, иногда по не скольку раз, -так что жаль становится моло дых, особенно если ночь они провели среди коров и овец в душном хлеве . После подарков начинается попойка, уже последняя и самая разгульная. Дней через семь или десять после свадь бы бывают отводины . На отводинах пируют у жениха, невесты и у всех, бывших на свадьбе . Деревенский наблюдатель. Публикация и комментарий Татьяны ПУШАЙ ·- 132 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1