Тверская старина. № 2 1991 г.
Сейчас трудно говорить, как выглядело про существовавшее ДО XVII в. первое (по летопи си) каменное здание Твери. Судя по времени, в течение которого строилась церковь (1285- 1290 rr.), это был большой городской собор. Возможно, при его создании ориентировались на самые крупные культовые постройки до монгольской, в перву~ очередь, Владимира Суздальской Руси . Однако если, например, владимирский собор венчался пятиглавием, то вопрос о количестве глав у храма в Твери остается пока открытым. Трудно также говорить о его внутреннем пространстве или о характере декорировки фасадов. Нельзя со всей опреде ленностью утверждать, что Спасский собор принадлежал исключительно владимиро-суз дальской архитектурной традиции. Некоторые факты свидетельствуют о возможном синтезе элементов различных архитектурных школ в тверском памятнике. По-видимому, в первом тверском храме сокрыты те истоки самобытно сти средневекового зодчества Твери, которые затем проявились в храмах тверского городища и церкви села Городня. ... Судьбу центрального храма тверской земли невольно сравниваешь с судьбой много испы тавшего человека. Законченный в 1290 г., собор был расписан через два года. Он пережил несколько пожаров, антитатарское восстание и в середине XIV в. стараниями епископа Федора был вновь приведен в надлежащий вид. В конце того же столетия храм капитально отремонти ровали. Тверской князь Михаил Александрович продлил жизнь творению своего деда. В XV - начале . XVII вв. судьба главного храма епархии весьма смутно прослеживается по косвенным данным писцовых книг. В 1616 г. это разрушающееся здание, настолько ветхое, что в середине тридцатых годов XVII в. было перестроено. В таком виде храм существовал до конца XVII в., и в царствование Петра I его сменил собор, который и был разрушен в советское время. Основываясь на изложенных фактах, можно утверждать, что сегодня Тверь располагает уникальным памятником национальной культу ры. Я не оговорился - располагает. Архитек турно-археологические исследования на площади Революции позволили бы выявить остатки не одного, а нескольких храмов, сооруженных на этом месте. Именно храмов, поскольку зачастую в XVII-XVIII вв. при замене старых культовых здаdий новыми ниж ние части древней постройки оказывались в большем по площади храме. Подобная ситуация известна большинству древнерусских городов, не исключение и Тверь: не так давно внутри Успенского собора Отроча монастыря, постро енного в первой четверти XVIII в., обнаружены фундаменты и нижние части стен более ранней постройки. Если же учесть особую почитаемост1, Спаса, то правомерно будет допустить анало гичные действия зодчего на соборной площади в XVII в. Принимая во внимание уникал1,ность места, на котором находился собор (это территория кремля), необходимо параллельно с раскрытием архитектурных остатков тщательно исследоват1, культурный слой, примыкающий к храму и, несомненно, содержащий предметы материалъ ной культуры средневековой Твери. В свою очередь, вы.явленное во время раскопок здание можно музеефицировать. Консервация, а затем дальнейшее экспонирование архитектурных ос татков - достаточно распространенное явление в нашей стране. Так было в Киеве и Переяс лавле-Хмельницком, Пскове и Новгороде. И не обязательно делать павильон над раскопом. Достаточно с помощью кирпичной или белока менной накладок обозначить плановую форму здания в уровне современной поверхности . Высказанное предложение в отношении Спа са-Преображенского собора будет выrлядет~, половинчатым, потому что при отсутствии такого важного композиционного звена, как храмовый ансамбль бывшей соборной площади (имеется в виду Спас и колокольня), -осущест вить полную реконструкцию центра Твери невозможно. Когда подъезжаешь (а тем более подплываешь по Волге) к городу, сразу ощу щается одномасштабность в исторической •н1сп1 застройки, а отсюда и зримая "вялость" силуэта набережной Волги, отсутствие перспективных взаимоотношений _между основной доминантой и второстепенными. Снос Владимирской, Ильинской, Мироносиц кой, Симеоновской, двух Никольских и еще нескольких церквей нанес невосполнимый урон облику Твери, разрушил веками создававшуюся структуру. Но более всего город пострадал от ликвидации Спаса-Преображенского собора. И поэтому все современные мероприятия по ре конструкции и благоустройству истори ческоrо центра будут неполными из-за отсутствия главного градоорганизующеrо и гармонизирую щего сооружения. Ведь на Спас и изящную колокольню, начиная с XIII в., ориентирова лась часть основных и малых магистралей. Сегодня таких взаимосвязей нет, и завершение большинства улиц, в том числе Советской, посредственно и аморфно. Конечной целью архитектурно-археологиче ских исследований должно быть восстановление Сnасо-Преображенского собора и стоявшей ря- - 65 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1