Тверская старина. № 2 1991 г.

Селижарово. Петромвловск:ая церковь-трапез­ ная Троицкого монастыря. Конец XVI - начало XVI / вв. 25 гг.,. где записано: " ... монастырь Селижаров на реке Волге и усть реки Селижары, а на монастырь церковь Живоначальной Троицы каменна, трапеза каменна ж". Запись относит­ ся ко времени, когда монастырь был разорен и сожжен поляками и в нем оставалось из братии "строитель Антоний, черный поп и три брата". Вотчины монастыря были тоже разграб­ лены. В подмонастырской слободе Селижаров­ ской жили только "монастырские слуги: детеныши и бобыли", не платившие оброков монастырю. Следовательно, упомянутые Леон­ тием Скобельцыным кам~нные здания могли быть построены или в конце XVI или в самом начале XVII вв. Из них до нашего времени сохранилась Петропавловская церковь-трапез­ ная, . упомянутая в описи под названием "трапезная". Прямоугольное в плане, двух­ этажное с подвалом здание занимало восточную часть территории и стояло в линии монастыр­ ской ограды. Обширные палаты обоих этажей и подвал перекрыты системой коробовых сво­ дов, которые опираются на массивный четы­ рехгранный столб, проходящий через этажи. Похожее устройство перекрытий было широко распространено в палатном трапезном строи­ тельстве XVI в. Прототипом для него послу­ жила Грановитая палата московского Кремля, не раз оно было повторено позже: в трапезных палатах Андронникова монастыря в Москве, Успенского. в Старице и мног:их других. Внут­ реннее пространство построек отличается сво­ бодой. Алтарная часть церкви в селижаровской постройке выделена ~шь небольшого выноса ризалитом, прорезанн~ во втором этаже полукружьем апсиды. Сочетание помещений церкви и трапезной без ярко выраженного сочленения храма с апсидами из основного объема здания, как подметил профессор М.А. Ильин, свидетельствует о проникновении светских черт в культовую архитектуру XVI в . , и в этом отношении трапезная селижаровского монастыря больше всего напоминает трапезную Успенского в Старице. Здание служило не только братской трапезной - в Rем размещались многие хозяйственны е службы: хлебная , поварня , мукомольня, келар­ ская, казначейская, в подвале - сушильня и квасоварня. Сама же церковь занимала неболь­ шое помещение во втором этаже. К сожалению , это уникальное сооружение дошло до нас в новом декоративном убранстве середины XVIII в. От первоначального убранства сохра ­ нились лишь несколько щелевидных окон в перщ>м этаже северного фасада да многооблом ­ ные горизонтальные тяги, украшенные лентой поребрика. Во время капитального ремонта в 1762 г. почти все оконные проемы были растесаны или пробиты заново. Три небольших слюдяных оконца алтаря превращены в киоты. К этому же времени относятся красивые по рисунку наличники окон и расширение церкви, которая стала , занимать весь второй этаж . Новый резной деревянный иконостас сделан плотником Ефимом Потаповым, осташковский живописец Захар Яковлев Карпов вызолотил его и написал иконы. В 1766 г. обновленная Петропавловская цер­ ковь была освящена. В монастырских приход­ но-расходных книгах XVIII в. сохранились имена мастеров, производивших работы,- ка­ менщики подмонастырской слободы Семен Ива­ нов и Ефим Григорьев, оконничник Григорий Захаров, кузнец Фаддей Васильев, который изготовлял скобяные изделия для обновленной трапезной. Интересно отметить, что новая декорация I монастырской церкви-трапезной, в частности, выполненные из фигурного к_ирпича пышные наличники с кокошниками, по стилю и технике выполнения во многом сохранили черты XVIII столетия -:- "века дивного узорочья". И это не случайно. Обратимся еще раз к истории монастыря. После польского разорения он долгое время оставался в руинах. Лишь в 1681-99 гг. в монастыре развертывается боль­ шое каменное - строительство. Возводится "ве­ личественно.й архитектуры, о пяти главах" собор, украшенный изразцами с изображением льва (герба Ржева) и фантастических цветов. Крыльца опирались на кувшинообразные ко- - 69 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1