Тверская старина. № 2 1991 г.
лонны и тоже были богато украшены. Строятся колокольня и кирпичная ограда "с башнями, амбразурами и машикулями". Строительный подъем характерен не только для монастыря в Селижарове, но и для зодчества всей России. Возведенные в Селижарове в конце XVIII в. монастырские здания, к сожалению, не дожив iпие до нашего времени, были одеты в богатое каменное кружево и сверкали мноrоцветьем поливной керамики. С начала XVIII в. каменное строительство в России почти повсеместно сокращается из-за возведения новой столицы на Неве. Перерыв длился почти полвека. Особенно мало строили в усадьбах и селах. Л~шь в конце 1740 - начале 1750 гг. оживилось каменное строитель ство. Естественно, мастера и артели каменщи ков, в памяти которых сохранились приемы убранства зданий прошлого столетия, постоянно имея перед глазами их пышное узорочье, при строительстве новых зданий повторяют не только конструктивные приемы и композицию, но и заботятся о том, чтобы они были "красно" отделаны. В этом отношении интересна Воскресенская церковь, возведенная в 1763 г. на низком левом берегу Волги в бывшей подмонастырской слободе на месте старой деревянной церкви. Селижарово. Церковь Воскресе11ия. 1763 г. Она построена год спустя после обновления Петропавловской церкви-трапезной, вероятнее все~:о, ее и ставили те же мастера, о которых говорилось выше. История Воскресенской цер кви во многом похожа на историю ей подобных посадских и сельских церквей. Здание не раз в течение XIX в. перестраивали, расширяли, ремонтировали, расписывали интерьеры. До нас дошло лишь первоначальное ядро церкви - храм типа "восьмерик на четверике". Осталь ные части постройки, колокольня и трапезная, сменившие более древнюю во второй половине XIX в., разрушены во время Великой Отече ственной войны. Первое, что обращает на себя внимание, не сочетание объемов здания, характерное для многих таких же церквей этого времени, а пышное украшение наличников, сложенных из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна,- с перехватами и "дыньками". Налич ники завершены красивыми по рисунку кокош никами в стиле XVIII в. , живо напоминают обработку окон на башнях монастыря Нилова Пустынь под Осташковом, возведенных также в середине XVIII в . Объяснить появление такого памятника в шестидесятые годы XVIII столетия, когда в столице подобные · формы давно стали анахронизмом, можно только тем , что местное архитектурное творчество больше всего тяготело к наследию века "дивного узорочья", оно его продолжало, нащупывая новые пути, и лишь в рамках традиций воспринимало все новое, по-своему его интер претируя. В сохранении традиций немалую роль играла церковь. Для нее минувшее столетие перед лицом происшедших и грядущих перемен было образцом почитания священных догм, облаченных в канонизированную форму . Все новое пугало, казалось кощунственным нарушением веками освященных правил. Чтобы понять, насколько велико было церковное влияние, надо, к примеру, познакомиться с памятниками вокруг Суздаля, ставшего на долгие годы наиболее консервативным религи озным центром, где, порой кажется, развитие строительной мысли замерло на полтора сто-· летия. Почти такую же картину мы наблюдаем и тут, с той лишь разницей, чть в Тверскую губернию намного раньше стала проникать столичная мода. Вернемся к истории Троицкого монастыря. Проведенная в 1764 г. секуляризация церков ных земель лишила монастырь его вотчин и доходов. Средства стали ограниченными, и строительство почти прекратилось, проводились лишь ремонтные работы. Последней крупной - 70 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1