Тверская старина. № 2 1991 г.

лонны и тоже были богато украшены. Строятся колокольня и кирпичная ограда "с башнями, амбразурами и машикулями". Строительный подъем характерен не только для монастыря в Селижарове, но и для зодчества всей России. Возведенные в Селижарове в конце XVIII в. монастырские здания, к сожалению, не дожив­ iпие до нашего времени, были одеты в богатое каменное кружево и сверкали мноrоцветьем поливной керамики. С начала XVIII в. каменное строительство в России почти повсеместно сокращается из-за возведения новой столицы на Неве. Перерыв длился почти полвека. Особенно мало строили в усадьбах и селах. Л~шь в конце 1740 - начале 1750 гг. оживилось каменное строитель­ ство. Естественно, мастера и артели каменщи­ ков, в памяти которых сохранились приемы убранства зданий прошлого столетия, постоянно имея перед глазами их пышное узорочье, при строительстве новых зданий повторяют не только конструктивные приемы и композицию, но и заботятся о том, чтобы они были "красно" отделаны. В этом отношении интересна Воскресенская церковь, возведенная в 1763 г. на низком левом берегу Волги в бывшей подмонастырской слободе на месте старой деревянной церкви. Селижарово. Церковь Воскресе11ия. 1763 г. Она построена год спустя после обновления Петропавловской церкви-трапезной, вероятнее все~:о, ее и ставили те же мастера, о которых говорилось выше. История Воскресенской цер­ кви во многом похожа на историю ей подобных посадских и сельских церквей. Здание не раз в течение XIX в. перестраивали, расширяли, ремонтировали, расписывали интерьеры. До нас дошло лишь первоначальное ядро церкви - храм типа "восьмерик на четверике". Осталь­ ные части постройки, колокольня и трапезная, сменившие более древнюю во второй половине XIX в., разрушены во время Великой Отече­ ственной войны. Первое, что обращает на себя внимание,­ не сочетание объемов здания, характерное для многих таких же церквей этого времени, а пышное украшение наличников, сложенных из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна,- с перехватами и "дыньками". Налич­ ники завершены красивыми по рисунку кокош ­ никами в стиле XVIII в. , живо напоминают обработку окон на башнях монастыря Нилова Пустынь под Осташковом, возведенных также в середине XVIII в . Объяснить появление такого памятника в шестидесятые годы XVIII столетия, когда в столице подобные · формы давно стали анахронизмом, можно только тем , что местное архитектурное творчество больше всего тяготело к наследию века "дивного узорочья", оно его продолжало, нащупывая новые пути, и лишь в рамках традиций воспринимало все новое, по-своему его интер­ претируя. В сохранении традиций немалую роль играла церковь. Для нее минувшее столетие перед лицом происшедших и грядущих перемен было образцом почитания священных догм, облаченных в канонизированную форму . Все новое пугало, казалось кощунственным нарушением веками освященных правил. Чтобы понять, насколько велико было церковное влияние, надо, к примеру, познакомиться с памятниками вокруг Суздаля, ставшего на долгие годы наиболее консервативным религи­ озным центром, где, порой кажется, развитие строительной мысли замерло на полтора сто-· летия. Почти такую же картину мы наблюдаем и тут, с той лишь разницей, чть в Тверскую губернию намного раньше стала проникать столичная мода. Вернемся к истории Троицкого монастыря. Проведенная в 1764 г. секуляризация церков­ ных земель лишила монастырь его вотчин и доходов. Средства стали ограниченными, и строительство почти прекратилось, проводились лишь ремонтные работы. Последней крупной - 70 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1