Тверская старина. № 2 1991 г.

Село Березуг, погост Голеюсово. Никольская церковь. 1882 г. по всей России, возможно, один и был взят за основу при строительстве каменной Никольской церкви. Схема композиционного построения храма в виде купольной ротонды, вписанной в крестообразный план, заимствована из класси­ цизма; н:tружнь~й декор воспроизводит приемы древнерусских построек: трехчастное деление фасадов лопатками, декоративные _ закомары, которым вторят килевидные кокошники, завер­ шающие ротонду, различные элементы архи­ тектурного убранства прошлого. Общее художественное впечатление от памятника не­ сколько снижается из-за пристроенной в 1908 г, трапезной. Ее тяжелый приземистый объем, подчеркнутый измельченным ленточным рустом и обилием горизонтальных тяг, исказил восприятие хорошо найденных пропорций хра­ ма. В новой трапезной установлены ставшие теперь уникальными в Тверской области два иконостаса из фаянса. На первый взгляд, фаянсовый иконостас трудно отличить от рас­ писного деревянного. Но, внимательно присмот­ ревшись, видишь сочные, яркие, характерные для этого материала блики, его необычайную красочность, несколько жестковатый, с четко повторяющимся рапортом рисунок орнамента. Такие иконостасы изготовлялись в начале ХХ в. по специальным заказам на кузнецов­ ских фарфоровых заводах в городе Дмитрове, были широко распространены в его окрестно­ стях и особенно в Московской губернии, в друmе места вывозились сравнительно редко. Декоративное цветовое оформление тех фаян­ совых иконостасов, что нам довелось увидеть, отличается редким красочным разнообразием и неповторимостью узора. Село Березуг, погост Голенково. Фраг.мент придельного фаянсового иконостаса Никольской церкви. В храме в местном ряду иконостаса под золоченой ризой находится икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящей церкви и передал ее на хранение в селижа­ ровский монастырь. В 1847 г., когда на погосте построили деревянную церковь, икону торже­ ственно, с крестным ходом возвратили в Голенково. Насколько верна легенда и та ли древняя икона Николы была возвращена, ска­ зать трудно, так как она сильно потемнела, скрыта под ризой и, видимо, под несколькими слоями поздних записей. Из других заслуживает внимания икона "Нил и Власий" XIX в., на которой между фигур святых помещено изображение монастыря Ни- - 72 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1