Тверская старина. № 2 1991 г.

Центральная часть здания - храм - имеет типичную для того времени ярусную компози­ цию в виде невысокого четверика, на стены которого опирается перекрытая куполом ротон­ да. Снаружи ротонде придан вид восьмерика - крайне редкий прием в. местно.м зодчестве. Именно с этим и связано общее впечатление: формы здания выглядят грузными, лишенн~ми динамичности, что усилено пристройкой при­ делов и слегка пирамидальным силуэтом коло­ кольни. В скупом декоре фасадов использованы мотивы классицизма предшествующего столе­ тия, получившие упрощенную трактовку. Вокруг церкви некогда существовала выстро­ енная одновременно с ней ограда, остатки ее фундамента можно проследить и сегодня. Какой она была - легко предtтавить по описанию в архивных документах: "Ограда на каменном дикарном фундаменте и на аршин кирпича, на ней каменные столбы, покрытые тесом .. , меж столбов деревянный ... палисад. Против дверей церкви ... ворота с палисадом и двумя малыми дверьми, на них два шпиля, на шпилях по одному шару из белого железа". Второй маршрут - в село Оковцы, дорога на которое из Селижарова проходит вдоль правого 9ерега Волги, оставив поселок позади, сворачивает от реки, постепенно удаляется от нее и, попетляв между плоскими косогорами километра три четыре, втягивается в перелесок. Лес к Оковцам становится гуще, вдоль дороги стеной стоят сосны и ели. Первые оковецкие строения выступают навстречу прямо из леса, вокруг них толпятся высоченные деревья. Название селу досталось от некогда глухих и обширных Оковецких лесов, упомянутых русскими летописцами при описании пути "из варяг в греки". В центре села, на холме, где стоит церковь, в древности, видимо, размеща­ лось Пыршенское городище. К середине XVI в. Оковцы стали настолько известны, что опаль­ ные бояре Михаи~ Глинский и Турунтий Пронский, пойманные князем Петром Шуйским за Ржевом при попытке бежать в 1657 г. в Литву, оправдываясь перед грозным цар~м, уверяли, что "шли в Оковец помолиться Пречистой". Популярность села, куда направ­ лялись "паломники" из Москвы, связана с двумя "явленными чудотворными иконами", легенду о которых до сих пор в различных вариантах можно слышать от местных жителей. Известна якобы даже точная дата события - 1539 г. Одна из версий легенды рассказывает, что разбойникам Ивану и Ермолаю, пришед­ шим в глухой лес на Пыршенское городище разделить награбленное, явилась на сосне икона Креста Господня. Когда раскаявшиеся разбой­ ники привели на это место инока селижаров­ ского монастыря и народ, им "в лучезарном сиянии явилась икона Богоматери с предстоя­ щим святителем Николаем". Так среди примерно трехсот известных ико­ нографических изображений образа Богоматери появилось еще одно, получившее официальное название Оковецкой Богоматери. Такие леген­ ды не редкость на Руси, они во множестве ходили в народе. На местах, где происходили чудотворные явления, строились часовни, цер­ кви и целые монастыри. Многих русских писателей и поэтов эти наивные, рожденные народной фантазией повествования вдохновили на создание лирических поэм и рассказов . По приказу Московского митрополита иконы привезли в 1540 г. в Москву, о чем свидетель­ ствует запись в Воскресенской летописи: "Лета 7048 (1540) генваря принесены были от Ржева на Москву две иконы чудотворные, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, а другая икона Крест Честный, и еретоша чудотворные иконы со кресты преосвященный Иосиф Мит­ рополит со всем освященным собором и князь великий Иван Васильевич Всея Руси с братом своим Юрием и со всем народом близь. нового монастыря митрополита. И повелел князь великий на том же месте храм постави во имя Пречистыя Богородицы". На Пыршенском городище по велению Ивана Грозного срубили две небольшие церкви. Вскоре вокруг них образовалось поселение, именуемое в документах XVII в. уже Оковецкой слободой . Польско-литовская интервенция не прошла мимо Оковецкой слободы. Дома и церкви были разрушены, жители убиты или разбежалис1,, и долго еще после изгнания поляков эти места оставались пустынными. Жизнь медленно воз­ вращалась в некогда процветавшую слободу. Только в 1667 г. на месте разоренных церквей были построены два новых деревянных храма. Годом позже из Новгорода доставили чудотвор­ ные иконы, которые, спасая, вывезли туда на хранение. Храмозданная грамота на строительство новой . кирпичной церкви получена в 1750 г. Для строительства подрядили каменщиков-крестьян Фому Козлова и Ивана Ерофеева из подмона­ стырской слободы селижаровского монастыря. Но они взяли более выгодный подряд на строительство надвратной церкви Нила в Ни­ ловой Пустыни. Прихожане нашли другого мастера, обученного каменному делу,- Ивана Семеновича Мосягина из Осташкова. По-види­ мому, он был известным мастером в округе. Вскоре после строительства Оковецкой церкви - 74 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1