Тверская старина. № 2 1991 г.

Мосягина пригласили строить в Нилову Пус­ тынь, где он возвел конюшенный двор, амбары, ледник, достроил настоятельский корпус (ГАТО, ф.476, е.х. 83, 95, 111. Приходно-рас­ ходные книги монастыря Нилова Пустынь за 1764, 1768, 1775 гг.). Архитектор В.И. Якубе­ ни при рес;rаврации Троицкого собора в Осташкове, основываясь на сопоставлении ар­ хитектурных деталей декора, высказал предпо­ ложение, что собор в середине XVIII в. переделывал тоже И.С. Мосягин . Оковецкая церковь строилась в несколько этапов. Сначала были возведены храм и трапезная, а в 1755-17 56 гг. Мосягин выстро­ ил над западным входом небольшую звонницу. Вскоре разобрали вторую деревянную церковь и вместо нее в 1767-1770 гг. соорудили придел с южной стороны храма. Подробное знакомство со строительством Око­ вецкой церкви нуж~о для того, чтобы лучше представить, как развивались местные архитек­ турные традиции, тяготевшие к памятникам осташковскоrо зодчества: ведь строительство здания начато после того, как в Осташкове возвели и освятили соборы Житного и Знамен­ скоrо монастырей и заложили церковь в селе Рогожа. И.С. Мосягин, конечно, хорошо знал архитектурные вкусы и строительство в своем городе, поэтому Оковецкая церковь имеет так много общего с другими зданиями, построен­ ными в те же годы. Двадцатилетняя строитель­ ная история церкви в Оковцах не могла не отразиться на изменении ее форм, на примере которых хорошо видно, что местное зодчество, тяготевшее к наследию конца XVII в., начи­ нает неуклонно изменяться под влиянием проникающих в эти глухие места архитектур­ ных вкусов столицы. Оковецкая церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии. 1750--1770 гг. Оковецкая церковь - весьма распространен­ ный в те годы тип здания "восьмерик на двусветном четверике". Однако декор старой части храма в большей части выполнен в формах, характерных для предшес1вующего столетия. Особе~но это сказалось в разнообраз­ ных по рисунку наличниках окон с типичными для XVII в. профилированными килевидными завершениями, с которыми свободно сочетаются наличники с разорванными фронтонами и дробные наборные колонки или полуколонки с перехватами и "дыньками", обрамляющие оконные проемы. Декор дополняют перспектив­ ные порталы (южный находится внутри при­ дела) и красивое по силуэту и убранству северное крыльцо на столбах, украшенное висячей фигурной гирькой. Строитель продол­ жает свободно, с большим творческим разно­ образием использовать детали "дивного узорочья". Сочная трактовка аппликативного убранства, светотеневая игра придают ставшим привычными в местном зодчестве объемам здания особую нарядность. Вместе с тем применение упрощенно трактованных ордерных пилястр, членящих плоскости фасадов и за­ крепляющих углы восьмерика, тонкое чувство меры в использовании узорочья и, наконец, присутствие деталей совершенно иного декора на фасадах более позднего придела говорят о том, как медленно, но неуклонно проникали сюда столичные вкусы. Этот процесс продол­ жался тем дольше, чем дальше находилась местность от обеих столиц. Оковецкая церковь яркий пример архитектуры переходного периода, когда особенно ясным становится процесс развития местного зодчества, опирав­ шегося на архитектурные традиции XVII в., и робко нащупывались пути развития, постоянно возвращающегося к образцам ушедшего столе­ тия и испытывающего активное влияние столичного барокко. Как некогда в сто­ лице, так теперь на периферии "приятие нового, психологический отказ от про­ шлого, иными словами, формирование нового художественного_ мировоззрения и нового искусствопонимания - этот про­ цесс оказывается, естественно, и более сложным" (Н.А. Евсина. Архитектурная теория в России XVIII в. М., 1975, с.53). Для зодчих, воспитанных на образцах архитектуры XVII в., новые веяния ста­ новились подчас сложными несмотря на значительный опыт. Это одна из причин, почему так долго продолжают звучать мотивы, которые, казалось бы, давно должны были утратить смысл. Мало того, проникающие столичные образцы декора - 75 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1