Тверская старина. № 2 1991 г.

зачастую уподобляются привычным формам благодаря свободному аппликативному принци­ пу оформления фасадов. Именно эта сторона зодчества в глубине обширной России сближает ero с народным искусством, для которого во все времена будет характерна игра в апплика­ тивность и узорочье. Икона Оковецкой Богоматери в богатом золотом окладе большую часть года находилась во Ржеве и Зубцове, где собирала толпы паломников, и только накануне престольного праздника ее возвращали в Оковцы. Путеше­ ствие иконы в Ржев и обратно пышно обстав­ лялось, привлекало множество молящихся, и не случайно в 1874 г. старую трапезную разобрали, а на ее месте выстроили новую - обширную, четырехстолпную, с двумя приде­ лами. Строительством руководил ржевский ме­ щанин Афанасий Егоров. В начале ХХ в. стали возводить высокую колокольню. Архивные документы, отражаю­ щие позднюю историю церкви, о расширении трапезной и строительстве ко~окольни, с при­ ложением чертежей и описания сохранились в Тверском областном архиве. Новая трапезная решена в характерном для второй половины XIX в. пtевдорусском стиле. Сравнительно не­ большая сельская церковь стала равна по размерам и вместимости большому городскому собору. Масштабное несоответствие старой ча­ сти здания и новой постройки почувствовал еще С.А. Раmнский - известный ученый-би­ олог и педагог прошлого столетия, посетивший эти места вместе со своими учениками и описавший их в путевых записках (в имении Рагинскоrо нам еще предстоит побывать): "Посетили Оковецкую церковь, прекрасную и высокую. Постройка ея относится к прошлому веку, · и времени ея построения соответствует общий ея облик; архитектурные же подробности исполнены совершенств характера века семнад­ цатого. К сожалению, к ней пристроена ... колокольня с робкими претензиями на готиче­ ский стиль" (С. Раmнский. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб. 1888, с.48). Интересно сопоставить два различных подхо­ да строителей к традициям, питающим их творчество. Если в древней части здания мы видим органичное и тонкое воплощение при­ емов и форм зодчества XVII в., то в н@вой постройке они использованы поверхностно, в соответствии с закономерностями чуждой им системы нового времени. Отсюда и механиче­ ская равномерность акцентов, отождествление красивого с богато украшенным. ВыпоJ1Ненная на хорошем профессиональном уровне, новая постройка, возможно, и не лишена выдумки, но в целом ее архитектура незначительна и заурядна. Паломников в Оковцы привлекала и другая легенда о чудодейственном роднике на Пыршне, в трех километрах от церкви, где река образует крутой изгиб. Ему приписывали исцеление от болезней ног. Над источником в нашем веке устроен бетонный колодец около трех метров. в диаметре, над ним поставлена металлическая сень, увенчанная главой. "Во­ доем этот до самого края наполнен хрус­ тальною, голубою водою, кипучими водоворотами бьющею из песчаного дна" (с.23 названных путевых записок С. Рагинс­ коrо). Рядом с колодцем находилась часовня, были сделаны купальни, предназначавшиеся для исцеления немощей. К юго-востоку от церкви под крутым обрывом на берегу Пырши стоит небольшое деревянное здание, традиционно рубленное "в обло" и 1 напоминающее амбар. Это водяная мельница, построенная незадолго перед первой мировой войной, работавшая еще несколько лет назад. Правда, в последние годы она приводилась в движение электричеством, но раньше колесо вращала вода, запасы которой создавала не­ большая плотина, преграждавшая Пыршу. Пло­ тину усиливали быки, сложенные из бревен и заполненные валунами. Ниже нее - за долгие ГОДЫ рядом с мельницей образовался глубокий омут. На другом берегу в зарослях лозы виден заплывший илом канал, через который сбра­ сывали излишек воды. Обилие небольших речушек в этих краях способствовало строи­ тельству подобных сооружений. Но водяные мельницы были быстро разрушены, как только отпала в них надобность, и это в свою очередь привело к обмелению рек (наряду с другими причинами). Среди немногих уцелевших - мельница в Оковцах, уникальная по сохранно­ сти, дающая представление о подобных соору­ жениях, в устройстве которых сказываются вековой опыт и народная мудрость. Мельница поставлена на высокий цоколь, где хранилось зерно и куда прямо с подвод ero сгружали. Через люк мешки с зерном лебедкой поднимали в помещение, где ero мололи каменные жернова. Приводные механизмы, вращавшие жернова, сделаны из дерева, и их точно пригнанные шестерни напоминают боль­ шой часовой механизм. Размолотое зерно по лотку ссыпалось в соседнее помещение, откуда муку уже в мешках спускали на подводы. Весь процесс помола был четко отлажен, цикл точно отработан и сводился к минимальной затрате движений и мускульной силы. _::_ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1