Тверская старина. № 2 1991 г.
зачастую уподобляются привычным формам благодаря свободному аппликативному принци пу оформления фасадов. Именно эта сторона зодчества в глубине обширной России сближает ero с народным искусством, для которого во все времена будет характерна игра в апплика тивность и узорочье. Икона Оковецкой Богоматери в богатом золотом окладе большую часть года находилась во Ржеве и Зубцове, где собирала толпы паломников, и только накануне престольного праздника ее возвращали в Оковцы. Путеше ствие иконы в Ржев и обратно пышно обстав лялось, привлекало множество молящихся, и не случайно в 1874 г. старую трапезную разобрали, а на ее месте выстроили новую - обширную, четырехстолпную, с двумя приде лами. Строительством руководил ржевский ме щанин Афанасий Егоров. В начале ХХ в. стали возводить высокую колокольню. Архивные документы, отражаю щие позднюю историю церкви, о расширении трапезной и строительстве ко~окольни, с при ложением чертежей и описания сохранились в Тверском областном архиве. Новая трапезная решена в характерном для второй половины XIX в. пtевдорусском стиле. Сравнительно не большая сельская церковь стала равна по размерам и вместимости большому городскому собору. Масштабное несоответствие старой ча сти здания и новой постройки почувствовал еще С.А. Раmнский - известный ученый-би олог и педагог прошлого столетия, посетивший эти места вместе со своими учениками и описавший их в путевых записках (в имении Рагинскоrо нам еще предстоит побывать): "Посетили Оковецкую церковь, прекрасную и высокую. Постройка ея относится к прошлому веку, · и времени ея построения соответствует общий ея облик; архитектурные же подробности исполнены совершенств характера века семнад цатого. К сожалению, к ней пристроена ... колокольня с робкими претензиями на готиче ский стиль" (С. Раmнский. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб. 1888, с.48). Интересно сопоставить два различных подхо да строителей к традициям, питающим их творчество. Если в древней части здания мы видим органичное и тонкое воплощение при емов и форм зодчества XVII в., то в н@вой постройке они использованы поверхностно, в соответствии с закономерностями чуждой им системы нового времени. Отсюда и механиче ская равномерность акцентов, отождествление красивого с богато украшенным. ВыпоJ1Ненная на хорошем профессиональном уровне, новая постройка, возможно, и не лишена выдумки, но в целом ее архитектура незначительна и заурядна. Паломников в Оковцы привлекала и другая легенда о чудодейственном роднике на Пыршне, в трех километрах от церкви, где река образует крутой изгиб. Ему приписывали исцеление от болезней ног. Над источником в нашем веке устроен бетонный колодец около трех метров. в диаметре, над ним поставлена металлическая сень, увенчанная главой. "Во доем этот до самого края наполнен хрус тальною, голубою водою, кипучими водоворотами бьющею из песчаного дна" (с.23 названных путевых записок С. Рагинс коrо). Рядом с колодцем находилась часовня, были сделаны купальни, предназначавшиеся для исцеления немощей. К юго-востоку от церкви под крутым обрывом на берегу Пырши стоит небольшое деревянное здание, традиционно рубленное "в обло" и 1 напоминающее амбар. Это водяная мельница, построенная незадолго перед первой мировой войной, работавшая еще несколько лет назад. Правда, в последние годы она приводилась в движение электричеством, но раньше колесо вращала вода, запасы которой создавала не большая плотина, преграждавшая Пыршу. Пло тину усиливали быки, сложенные из бревен и заполненные валунами. Ниже нее - за долгие ГОДЫ рядом с мельницей образовался глубокий омут. На другом берегу в зарослях лозы виден заплывший илом канал, через который сбра сывали излишек воды. Обилие небольших речушек в этих краях способствовало строи тельству подобных сооружений. Но водяные мельницы были быстро разрушены, как только отпала в них надобность, и это в свою очередь привело к обмелению рек (наряду с другими причинами). Среди немногих уцелевших - мельница в Оковцах, уникальная по сохранно сти, дающая представление о подобных соору жениях, в устройстве которых сказываются вековой опыт и народная мудрость. Мельница поставлена на высокий цоколь, где хранилось зерно и куда прямо с подвод ero сгружали. Через люк мешки с зерном лебедкой поднимали в помещение, где ero мололи каменные жернова. Приводные механизмы, вращавшие жернова, сделаны из дерева, и их точно пригнанные шестерни напоминают боль шой часовой механизм. Размолотое зерно по лотку ссыпалось в соседнее помещение, откуда муку уже в мешках спускали на подводы. Весь процесс помола был четко отлажен, цикл точно отработан и сводился к минимальной затрате движений и мускульной силы. _::_ 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1