Тверская старина. № 2 1991 г.
вообще трудно определить, трудно улавливать. Стилевые подходы здесь совершенно невозмож ны, так как формы только устанавливаются, иногда забегая вперед, давая предвкушение зрелости, иногда, наоборот, настолько отстают, что переносят исследователя в глубины уже отходящего стиля. Но в этом смешении форм, в этих наивных большею частью исканиях, неуверенных нащупывани11х новых путей кро ется столько прелести, столько свежести, что исследование этих переходных форм является одной из интереснейших задач для историка искусства". Горышинская церковь - памятник именно переходного периода, где попытки ввести новые формы ограничиваются декора тивными деталями, оставляя почти без изме нений структуру самого храма. Традиционное трехчастное расчленение пилястрами или ло патками плоскости фасада здесь окончательно утрачивает свой конструктивный смысл и превращается в чисто декоративный прием. Но строители церкви на этом не остановились. Они разделили четверик храма на два яруса гори зонтальной тяrой, которая проходит на высоте карнизов апсиды и трапезной (первоначаль ной), пытаясь тем самым зрительно объединить все части здания, придать ero протяженным фасадам классическую ясность. Наибольшему изменению под влиянием столичной моды подверглось убранство окон и порталов, кото рые получили плоское обрамление со слегка обозначенными замковыми камнями, над кото рыми помещены скромные фронтончики. Под окнами простые фартуки, а круглые окна второго света украшены барочным трилистни ком из белоrо камня. Белокаменные детали - замковые камни, трилистники, розетки вырублены грубо, использованные в убранстве фасадов изящные формы барокко еще очень наивны, и стремление освоить новый столичный стиль стало тем основным, чем руководствова лись строители: от старых форм отказаться сразу не могли, а с . новыми обращаться еще не научились. В отличие от храма столпообразная трехъ ярусная колокольня, увенчанная шпилем, типичный пример зрелого классицизма, где чувствуется рука профессионального архитек тора. Компоновка объемов колокольни и осо бенно завершающая ее открытая восьмиколонная ротонда отдаленно напоминают колокольни построек Старова. По белокаменной винтовой лестнице в северо-восточном пилоне можно подняться на верхний ярус и увидеть широкую панораму недавно пройденного пути. После Горышинскоrо погоста волжские пей зажи долrо не изменяются, пока не пуивлечет внимание на левом берегу еще один высокий холм, а на нем церковь. От ее привычного силуэта сохранился только четверик, несущ~й мощную купольную ротонду. Остальные части разрушены артиллерийским обстрелом во время жестоких боев с фашистами в окрестностях села Сьrтькова. Поднявшись на холм, можно по достоинству оценить внушительные размеры классического памятника архитектуры по ос тавшемуся фрагменту. Церковь Рождества Богородицы в Сытькове построена в 1816 г., вскоре после изгнания французов из России. Подъем национального духа русского народа, гордость за совершеАный подвиг в освободительной войне, ожидание больших перемен - все порождало во многих уголках оправлявшейся после боев - страны подобные лаконичные и величавые здания. Судя по сохранившимся деталям, церковь Рождества Богородицы скупо украшали пиля стры, а стремление к гипертрофированным размерам стало причиной излишней упрощен ности убранства. Но это окупается удачной постановкой здания на береговом обрыве, с которого открывается долина Волги чуть ли не до Ржева. По воспоминаниям все того же С. Рачинскоrо, в бесконечных заволжских да лях виднелись колокольни и кое-где помещичьи строения. Последняя война смела почти все села на подступах к Ржеву, почти все архи тектурные памятники. Церковь в Сытькове - единственное каменное здание на холме на многие километры, от которого хоть что-то сохранилось. другие, немногочисленные, памят ники спасло их местоположение за холмами или в низинах. Открытый всем ветрам сытьковский холм служил поселением не одному десятку поколе ний. Уже с XVI в. в документах Сытьково называется селом, что само по себе указывает на существование в нем деревянной церкви. Под холмом находилась переправа. Через нее лежал самый короткий путь в богатые завол жские села Молодой Туд и Николо-Сишку, выросшие вблизи древних городищ, в Ратьково, где была самая древняя в округе каменная церковь, в другие села. Этой переправой нам тоже предстоит воспользоваться, чтобы попасть в село Ратьково, находящееся километрах в двух ниже по течению. Так повелось на Руси, что поздние местнЫf. предания и легенды в большинстве своем связаны с именами трех царей Ивана Грозного, Петра I и Екатерины 11. Ратьково не исключение. По-видимому, само название села, донесшее воспоминание о событиях мно говекового притязания Литвы на верхневолж- - 79 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1