Тверская старина. № 2 1991 г.

вообще трудно определить, трудно улавливать. Стилевые подходы здесь совершенно невозмож­ ны, так как формы только устанавливаются, иногда забегая вперед, давая предвкушение зрелости, иногда, наоборот, настолько отстают, что переносят исследователя в глубины уже отходящего стиля. Но в этом смешении форм, в этих наивных большею частью исканиях, неуверенных нащупывани11х новых путей кро­ ется столько прелести, столько свежести, что исследование этих переходных форм является одной из интереснейших задач для историка искусства". Горышинская церковь - памятник именно переходного периода, где попытки ввести новые формы ограничиваются декора­ тивными деталями, оставляя почти без изме­ нений структуру самого храма. Традиционное трехчастное расчленение пилястрами или ло­ патками плоскости фасада здесь окончательно утрачивает свой конструктивный смысл и превращается в чисто декоративный прием. Но строители церкви на этом не остановились. Они разделили четверик храма на два яруса гори­ зонтальной тяrой, которая проходит на высоте карнизов апсиды и трапезной (первоначаль­ ной), пытаясь тем самым зрительно объединить все части здания, придать ero протяженным фасадам классическую ясность. Наибольшему изменению под влиянием столичной моды подверглось убранство окон и порталов, кото­ рые получили плоское обрамление со слегка обозначенными замковыми камнями, над кото­ рыми помещены скромные фронтончики. Под окнами простые фартуки, а круглые окна второго света украшены барочным трилистни­ ком из белоrо камня. Белокаменные детали - замковые камни, трилистники, розетки вырублены грубо, использованные в убранстве фасадов изящные формы барокко еще очень наивны, и стремление освоить новый столичный стиль стало тем основным, чем руководствова­ лись строители: от старых форм отказаться сразу не могли, а с . новыми обращаться еще не научились. В отличие от храма столпообразная трехъ­ ярусная колокольня, увенчанная шпилем,­ типичный пример зрелого классицизма, где чувствуется рука профессионального архитек­ тора. Компоновка объемов колокольни и осо­ бенно завершающая ее открытая восьмиколонная ротонда отдаленно напоминают колокольни построек Старова. По белокаменной винтовой лестнице в северо-восточном пилоне можно подняться на верхний ярус и увидеть широкую панораму недавно пройденного пути. После Горышинскоrо погоста волжские пей­ зажи долrо не изменяются, пока не пуивлечет внимание на левом берегу еще один высокий холм, а на нем церковь. От ее привычного силуэта сохранился только четверик, несущ~й мощную купольную ротонду. Остальные части разрушены артиллерийским обстрелом во время жестоких боев с фашистами в окрестностях села Сьrтькова. Поднявшись на холм, можно по достоинству оценить внушительные размеры классического памятника архитектуры по ос­ тавшемуся фрагменту. Церковь Рождества Богородицы в Сытькове построена в 1816 г., вскоре после изгнания французов из России. Подъем национального духа русского народа, гордость за совершеАный подвиг в освободительной войне, ожидание больших перемен - все порождало во многих уголках оправлявшейся после боев - страны подобные лаконичные и величавые здания. Судя по сохранившимся деталям, церковь Рождества Богородицы скупо украшали пиля­ стры, а стремление к гипертрофированным размерам стало причиной излишней упрощен­ ности убранства. Но это окупается удачной постановкой здания на береговом обрыве, с которого открывается долина Волги чуть ли не до Ржева. По воспоминаниям все того же С. Рачинскоrо, в бесконечных заволжских да­ лях виднелись колокольни и кое-где помещичьи строения. Последняя война смела почти все села на подступах к Ржеву, почти все архи­ тектурные памятники. Церковь в Сытькове - единственное каменное здание на холме на многие километры, от которого хоть что-то сохранилось. другие, немногочисленные, памят­ ники спасло их местоположение за холмами или в низинах. Открытый всем ветрам сытьковский холм служил поселением не одному десятку поколе­ ний. Уже с XVI в. в документах Сытьково называется селом, что само по себе указывает на существование в нем деревянной церкви. Под холмом находилась переправа. Через нее лежал самый короткий путь в богатые завол­ жские села Молодой Туд и Николо-Сишку, выросшие вблизи древних городищ, в Ратьково, где была самая древняя в округе каменная церковь, в другие села. Этой переправой нам тоже предстоит воспользоваться, чтобы попасть в село Ратьково, находящееся километрах в двух ниже по течению. Так повелось на Руси, что поздние местнЫf. предания и легенды в большинстве своем связаны с именами трех царей Ивана Грозного, Петра I и Екатерины 11. Ратьково не исключение. По-видимому, само название села, донесшее воспоминание о событиях мно­ говекового притязания Литвы на верхневолж- - 79 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1