Тверская старина. № 2 1991 г.
ские земли, породило легенду о том, что тут во время похода останавливался Иван Грозный со ~воей ратью и приказал в память об этом поставить деревянную церковь (некоторые ва рианты легенды даже существующую церковь относят к тому времени). ~о события Ливон ской войны или похода царя на Новгород вряд ли имели какое-нибудь отношение к Ратькову. Одна из наследниц владельцев села (в XIII' в. оно принадлежало дворянам Чаплиным) упо минает в письме, что Ратьково было куплено у Шуйских. Вероятно, именно это указание не лишено достоверности: Шуйские в~адели об ширными землями в Тверском крае. Боярин и воевода князь Михаил Васильевич Скопин Шуйский прославился ратными подвигами при изгнании поляков, одержал ряд блистательных побед и за службу получил вотчины под Тверью. Ратьково, возможно, какое-то время действительно принадлежало Шуйским, тогда как большинством окрестных земель владели московские патриархи. О том, что село долго было вотчиной крупного боярина, снидетельст вует и строительство тут в конце XVII в. каменной церкви Рождества Богородицы. Село Ратьково. Церковь Рождества Боtородш~ы. Ко11е11 XVII в. На тверских землях, особе: шо пострадавших от польско-литовского нашествия , каменное строительство надолго прекратилось. За целое столетие после изгнания поляков здесь возник ло не так уж много каменных построек, которые возводились при участии или под наблюдением московских либо ярославских мастеров. Лишь с восьмидесятых годов XVII в. появляются местные строители. Многие твер ские города, в их числе Ржев и Осташков, только в конце XVII в. получили каменные соборы. В отписанных же на московских патриархов землях каменное строительство велось в основном по монастырям. Есть и другое указание на то, что церковь в Ратькове строилась как вотч'инная: это сами архитектурные формы. Все каменные строения в Тверском крае, которые были возведены по монастырям, и городские соборы претерпевали незначительные изменения во времени и оста вались более в рамках традиций, нежели усадебf{ые церкви. Немаловажную роль в этом играли требования заказчиков, которые в своих вотчинах чувствовали себя более свободными и стремились подражать новым столичным веяниям . Только недостаток средств и в еще большей мере - постоянная нехватка опытных мастеров сдерживали желание ни в чем не уступать столицам. В этом отношении церковь в Ратькове очень интересный пример. Орди нарный сам по себе объем храма, - невысокий двусв.етный четверик со следами примыкания апсиды циркульного очертания, северного при дела и трапезной, венчавшейся одной главой, отличается весьма простым построением в сочетании со сложным, грамотно исполненным и развитым де~оративным оформлением окон ных проемов. Три различных вида наличников на фасадах настолько виртуозно сделаны, что создается впечатление причастности к их ис полнению высококвалифицированного мастера, хорошо знакомого со строительством в Москве. Окна верхнего света завершены коронами двух разновидностей - мотив, сравнительно редкий для столицы (церковь Николы в Хамовниках) и встречающийся на таких пышно украшенных монастырских церквях, как Никольский собор Николо-Улеймского монастыря под Угличем. При этом пропорции здания остаются призе мистыми, углы утолщены плоскими лопатками, фасады почти никак не расчленены, из-за чего декорация окон выглядит необыча_йно апплика тивной. Это впечатление усиливают венчающие наличники короны окон верхнего света, кото рые наложены на карниз, рассекают его, а сами одновременно служат основанием для кокошников. Вертикальные оси кокошников и окон не совпадают, словно каждая декоратив ная деталь интересовала мастера сама по себе. В отличие от верхних окон , нижние завершены -80 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1