Тверская старина. № 2 1991 г.

ские земли, породило легенду о том, что тут во время похода останавливался Иван Грозный со ~воей ратью и приказал в память об этом поставить деревянную церковь (некоторые ва­ рианты легенды даже существующую церковь относят к тому времени). ~о события Ливон­ ской войны или похода царя на Новгород вряд ли имели какое-нибудь отношение к Ратькову. Одна из наследниц владельцев села (в XIII' в. оно принадлежало дворянам Чаплиным) упо­ минает в письме, что Ратьково было куплено у Шуйских. Вероятно, именно это указание не лишено достоверности: Шуйские в~адели об­ ширными землями в Тверском крае. Боярин и воевода князь Михаил Васильевич Скопин­ Шуйский прославился ратными подвигами при изгнании поляков, одержал ряд блистательных побед и за службу получил вотчины под Тверью. Ратьково, возможно, какое-то время действительно принадлежало Шуйским, тогда как большинством окрестных земель владели московские патриархи. О том, что село долго было вотчиной крупного боярина, снидетельст­ вует и строительство тут в конце XVII в. каменной церкви Рождества Богородицы. Село Ратьково. Церковь Рождества Боtородш~ы. Ко11е11 XVII в. На тверских землях, особе: шо пострадавших от польско-литовского нашествия , каменное строительство надолго прекратилось. За целое столетие после изгнания поляков здесь возник­ ло не так уж много каменных построек, которые возводились при участии или под наблюдением московских либо ярославских мастеров. Лишь с восьмидесятых годов XVII в. появляются местные строители. Многие твер­ ские города, в их числе Ржев и Осташков, только в конце XVII в. получили каменные соборы. В отписанных же на московских патриархов землях каменное строительство велось в основном по монастырям. Есть и другое указание на то, что церковь в Ратькове строилась как вотч'инная: это сами архитектурные формы. Все каменные строения в Тверском крае, которые были возведены по монастырям, и городские соборы претерпевали незначительные изменения во времени и оста­ вались более в рамках традиций, нежели усадебf{ые церкви. Немаловажную роль в этом играли требования заказчиков, которые в своих вотчинах чувствовали себя более свободными и стремились подражать новым столичным веяниям . Только недостаток средств и в еще большей мере - постоянная нехватка опытных мастеров сдерживали желание ни в чем не уступать столицам. В этом отношении церковь в Ратькове очень интересный пример. Орди­ нарный сам по себе объем храма, - невысокий двусв.етный четверик со следами примыкания апсиды циркульного очертания, северного при­ дела и трапезной, венчавшейся одной главой, отличается весьма простым построением в сочетании со сложным, грамотно исполненным и развитым де~оративным оформлением окон­ ных проемов. Три различных вида наличников на фасадах настолько виртуозно сделаны, что создается впечатление причастности к их ис­ полнению высококвалифицированного мастера, хорошо знакомого со строительством в Москве. Окна верхнего света завершены коронами двух разновидностей - мотив, сравнительно редкий для столицы (церковь Николы в Хамовниках) и встречающийся на таких пышно украшенных монастырских церквях, как Никольский собор Николо-Улеймского монастыря под Угличем. При этом пропорции здания остаются призе­ мистыми, углы утолщены плоскими лопатками, фасады почти никак не расчленены, из-за чего декорация окон выглядит необыча_йно апплика­ тивной. Это впечатление усиливают венчающие наличники короны окон верхнего света, кото­ рые наложены на карниз, рассекают его, а сами одновременно служат основанием для кокошников. Вертикальные оси кокошников и окон не совпадают, словно каждая декоратив­ ная деталь интересовала мастера сама по себе. В отличие от верхних окон , нижние завершены -80 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1