Тверская старина. № 2 1991 г.
Краеведение. Топонимика. Как купцы Торжок возрождали ЕТОПИСИ отмечают, что не приятельские рати 28 раз за хватывали Торжок, причем девять раз он выжигался пол ностью (1139-1609 гг.). Так расплачивался город за свое стратегическое значение, за выгодное географическое поло жение, игравшее большую роль в торговле центральных городов и уездов с северо-за падом Руси (и впоследствии с Санкт-Петербургом). Быстрому возрождению Тор жка во многом способствовала торговля. В этой статье читатели по знакомятся с некоторыми до кументами, раскрывающими отдельные стороны жизни ку печеского города, основной из которых - лето писи. Особенно интересны новгородские летопи си и вообще памятники древней письменности новгородского происхождения, где встречаются упоминания о Новом Торге - Торжке. Весьма интересна уставная грамота, или "Ру кописание", составленная новгородским князем Всеволодом-Гавриилом Мстиславичем в 1134- 1135 гг. (датировка академика Б.А. Рыбакова). Речь в ней идет об известной новгородской церкви Ивана-на-Опоках (церковь во имя Иоан на Предтечи). Храм (каменный) строился по княжескому велению в 1127-1130 гr. В "Руко писании" сказано: "И даю святому Великому Ивану от своего великого имени на строение церкви и в века вощаной сбор, а в Торжку пуд вощаной, половину святому Спасу, а половину святому Великому Ивану на Петрятином дво рище ... " Академик Б.А. Рыбаков использует грамоту в своей книге "Мир историй" для иллюстрации влияния новгородского купечества: Многострадальная судьба Торж,:а столь необы,:новенна, что нет ей подобия даже на родной многострадальной русс,:ой земле, не говоря уже о землях чужи~сопредельных или дале,:их. Владимир ЧИВИЛИХИН. "Издавая этот документ, князь, очевидно, рас считывал на поддержку купечества". Для нас, жителей Торжка, конечно, интересно упомина ние в документе родного города и ero главного храма: обратите внимание на прямое упомина ние Торжка, причем на несколько лет раньше известной даты - 1139г. То же и в отношении церкви Спаса - гораздо раньше 1238г., когда о торжокских церквях косвенно упоминалось в связи с монгольским нашествием. Наличие в городе церквей уже в XII в. вполне вероятно. Из раскопок П.Д. Малыгина на тер ритории бывшего Борисоглебского монастыря в 1989 г. следует, что каменный собор в мона стыре появился на рубеже XI-XII вв. (если даже не рассматривать почти легендарную дату 1038 г.). В "Рукописании" князя Всеволода далее го ворится о создании при церкви Ивана-на-Опоках товарищества - "Иваньковскоrо купечества". Во главе стояло правление из шести человек. При церкви вершился самостоятельный торговый суд, и посадник Великого Новгорода не мог вмеши ваться в ero решения, не говоря уже о других властях. Правление определяло, кто имеет право вступать в товарищество и с каким взносом. В этой связи упоминаются новоторжские купцы и тверские гости (первое косвенное упоминание о Твери). На содержание церкви Ивана-на-Опоках князь даровал право и монополию взимать пошлину за взвешивание воска. То же и в Торжке (" ... а в Торжку пуд вощаной ..."), т.е. в городе хранилась мера веса. Вероятно, она хранилась и в церкви Спаса в XII в.: тот факт, что собор Спаса в XIII-XIV вв. был хранилищем торговых мер и местом составления торговых документов, хорошо известен исследователям. В Новгороде пошлины шли целиком в пользу церкви Ива на на Опоках, а в Торжке делились пополам. Взвешивание в Новгороде производилось в -82 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1