Тверская старина. № 2 1991 г.

Если брак строится на правильных духовных основаниях, то момент встречи как переживание постоянно обновляющегося чувства всегда при­ сутствует у супругов. В "Старосветских поме­ щиках" Н.В. Гоголь хорошо это показал: Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна (а за ними и многие тысячи реально существовав­ ших и существующих семей) опровергают слова С. Надсона "Только утро любви хорошо". Обновление чувства встречи возможно обычно только в Боге. В одном церковном песнопении говорится: "Святым духом всяка душа живится". Если же этого нет, то, как правило, между супругами возникает дурное привыкание, сгла­ живается переживание встречи как абсолютно уникального, неповторимого явления в их жиз­ ни. Мы говорим - как правило, ибо всегда есть исключения разного рода. Но мы условились рассуждать преимущественно архитипически. Завершение встречи - брак. Но не всегда. У Джерома К. Джерома есть прекрасно-правдивый рассказ об английском семействе, где муж и жена, как сейчас говорят, уважали друг друга. Но совместные труды и скорби открыли их друг для друга. То есть встреча произошла позже бракосочетания. Церковные браки по благосло­ вению очень часто дают эту встречу уже после браковенчания. И в этом открывается величай­ шая слава Церкви Христовой. И так уже много веков. Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогдз не углублялся в такие тонкости: кто из супругов любит Виваль­ ди, а кто бифштекс ... Никто не сверял пара­ метры совместимости. Чудо брака состоит в том еще, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое. Сейчас я скажу то, чего мне, наверное, некоторые психологи семьи не смогут долго простить. Так вот, оказывае'lся. , что сочетав­ шиеся браком в Боге не могут не полюбить друг друга. У Данте Алигъери есть слова: истинная любовь не может быть взаимной. И второе: ежели они и далее не оставят путь духовного самораскрытия, то обязательно будут любить друг друга все больше и больше. В этом смысле есть абсолютное тождество между встре­ чей, которая состоялась как бы случайно, "средь шумного бала", либо так, как об этом повест­ вуется в житии преподобного Серафима Саров­ ского. Один молодой офицер посетил о. Серафима и просил благословения поступить в монахи. Прозорливый старец сказал: "Ты не ходи в монахи - тебе надо жениться, и невеста твоя зде~ь. Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта-то дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне пришли". Офицер беспрекословно отправился искать не­ весту. Не найдя в гостинице никакой матери с дочерью, он в раздумье вышел за монастырскую ограду" пошел по дороге и увидел приближаю­ щуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы:. Они подъехали к монастырской гостинице, и офицер удостоверился, что это мать с дочерью. Твердо веря о. Серафиму, офицер решил передать прибывшим поручение св. стар­ ца и кстати взглянуть на свою будущую невесту. Дамы были поражены, когда незнакомый офи­ цер передал им приглашение св. старца, однако немедленно отправились к нему. О. Серафим приветливо встретил их, благословил, потом соединил руки дочери и офицера, говоря: "Господь вас благословит", а матери сказал: "Это жених твоей дочери". Все трое · были крайне изумлены .. , но поступили согласно указанию прозорливого · старца. Это, хотя и отчасти, приоткрывает нам, что браки заключаются на небесах. И еще неизве­ стно (а вернее, известно), какие узы крепче - те, которые "средь шумного бала", или те, которые по благословению старца. Не собираясь утомлять читателя скучными и непопулярными всегда определениями любви, скажу лишь одно. Тайной и одновременно ядром личности является образ Божий в человеке, святыня души. Она имеет, по крайней мере, три свойства. Образ Божий в человеке принци­ пиально неуничтожим. В этом смысле во Христе нет и не может быть понятия "мертвый человек", как это существует в сатанинской мистике. Пока человек жив - есть надежда. Порукой тому множество примеров - людей, пришедших в Церковь Божию с тяжелейшими грехами, но через покаяние и подвиг стяжавших благочестие и даже святость: образ Божий может лишь умалиться от дурной, греховной жизни человека. Второе свойство святыни души: образ Божий одновременно венчает и нашу личностную уникальность, неповторимость нашего "я". И один из них - евангельский благоразумный разбойник, распятый вместе с Христом. Чем ближе человек к Богу, тем ярче его . неповто­ римость, уникальность. Чем дальше - тем он все больше теряет себя. (Образ Божий не надо путать с самостью). И третье свойство - неисчерпаемость, глубина образа. В момент встречи приоткрывается лишь часть образа Божия. Только впоследствии, когда супруги молятся друг за друга, Господь откры­ вает им их души в некоей никогда не достижимой полноте. Это абсолютно непохоже на психологическое исследование, скажем, бес­ сознательного или еще чего-то подобного, к чему - 89 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1