Тверская старина. № 2 1991 г.

мы привык,1и в исс..,едованиях ,1ичности. И не vзнавание, скажем , характеро,,оrических черт ;ичности - это совсем другое. Оно вообще как бы не зависит от нас. Оно дано. И кому дано - тот знает. А кому не дано, тот тоже знает, что не дано. Событие взаимного узнавания образа Божия в супруге и вообще в человеке называется откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь - тождество. Не может быть познания и откровения вне любви. Вне любви порождается ложное знание. Откровение может ужаться или сгладиться вовсе, если супруги (или кто-то из них) сходят со стези духовной жизни. Откровение есть отблеск вечного. Само дей­ ствие браковенчания и бдагословение Божие на брак имеют силу вечного воссоединения супру­ гов в Боге. Есть две меры одухотворенности и бдагочестия в Боге относительно таинства семьи и брака. Одна мера - полнота сознания того, что мистически, духовно муж, жена всегда один и,,и одна. Вторая мера рангом пониже и допускает второй и даже третий браки в с..,учаях смерти одного из супругов и,,и других крайних обсто­ ятельств, Полнота б,,агодати и огромные возможности дvховного самораскрытия в Церкви Христовой у~азывают нам на то, что многобрачие (по­ лигамия) - это снисхождение Божие к опре­ делен но м у духовному состоянию и возможностям того или иного народа. Христианское единобрачие (моногамия) - это под,1инный возврат в Эдем, к браку прародите­ ,,ей до их грехопадения. И это совершается через тайну искупите,,ьной жертвы Иисуса Христа. В любом счастливом браке есть эмоциона,1ь­ но-чувственная антиномичность. Это относится, в частности, к сопереживанию, так сказать, брачного времени. Однако по,,юса антиномии неравны аксио,1оrически, ценностно. С одной стороны, супруги всегда чувствуют новую неизъяснимую печа,,ь, которая имеет экзистен­ циальный характер. И эта печа,1ь - о грядущем расставании в этой жизни. Во вневременном за,,оге расставание уже сверши,1ось. Оно будет завтра и.,и через час - безраз,,ично. Но эта · печа,1ь, говоря с..,овами щ:,эта, всегда свет­ ,,а в Боге. Другой по,1юс также экзистенциа.,ьное предощущение вечности и второй, уже обнов­ денной, встречи встречи в вечности. И именно в этом смыс..,е Иоанн Здатоуст пишет, что первые хриt.-тиане име;1и такую по,,ноту откровений и веры, что хорони,,и своих б,1изких в состоянии тихой, свет,,ой печа,1и. СТРУКТУРА СЕМЬИ ... да прославится Отец в Сыне. (Ин. 14, 3) ПЕРВЫМ сакра.,ьным ,1ицом семьи явдяется о т е ц. Отец имеет свойство рождать детей и по п,1оти, и духовно. И в этом смыс,1е как отвратите,1ьны и отчаянно бездуховны похороны нащих соотечественников , потерявших веру в вечность, в Бога. Д,1я веры в вечность нужна вовсе не богатая фантазия, а мужество ощутить толику, глубину собственной души, перестать унывать и не бежать от страданий, как , Так впрочем, и не напрашиваться на них. откроется вечность. Ес..,и отец предстате,,ьствует за детей в Боге, то Господь сам или через старца открывает путь каждого из детей к Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы дети ш,1и этим путем. Отец знает экзистенцию и уника,1ьность каждого из детей. Отец - это воп,,ощенная жертвенность и ,1юбовь. Отец в Духе - это всегда священник, сознающий во всей по..1ноте свою модитвенную ответственность за род (священник не ·в смыс,1е реа.,ьноrо посвящения, а в отношении по,,ноты предстате,,ьства пред Богом). Отец имеет си,,у и в,,асть б,1агос..1ов,1ять своих детей именем Божию,1. Отец - господин д,,я своих б,,изких, но и раб д,,я них. Отец семьи распространяет , хотя и отчасти, свое отцовство и на жену, как и Адам бьL1 по п,1оти отцом для Евы. Второе священное ,1ицо - с ы н. Сын всегда меньше отца - даже ес,1и и бо,,ьше, он все равно об этом не знает . О том говорит Господь в Еванrедии: Ученик 11е выше учителя... своего (Мф. 10, 24). Сын мистически никогда не знает, что он может быть и бо,,ьше отца, ибо бдаrоrовеет перед отцом и пuчитает ero по заповеди. Он не знает в подноте отца, ибо не судья отцу. Но сын знает и ,,юбит отца, ибо он ,1 ю б я щ и й сын. Сvществvет роковой, демонический ареа,, в отн~шения'х отца и сына. С,едуя ему до конца, сын обязате,1ьно до,,жен убить отца и,,и проти­ вопоставиться отцv. Так с..1vч1L1ось с Кроном, отцом Зевса. Так· бы,10 с л:-~ем, отцом Эдипа, и этv демоническvю п,,анидv психо,1оrия знает как · Эдипов коr.;п,,екс. н; Зигмунд Фрейд, бvдvчи все же неоязычником, в своей привер­ ~е~ности к э,1,1инической мифо,,оrии, намеренно не замети,,, что Сын Божий Иисус Христос побеждает эти роковые отношения. И яв,,яет нам это множество раз. Вспомним прежде всего мо,1итву Иисуса в Гефсиманском саду, накануне - 90 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1