Тверская старина. № 2 1991 г.
страданий, где Он молился Отцу и говорил так: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, ,ю как Ты. (Мф. 26, 39). Вспомним и Слово Отца во время Крешсния Сына Божия: Сей Сын Мой возлюб ленный, в Котором Мое благословение. (Мф. 3, 17). Фрейд относился к греческой мифологии как к психической реальности, но не захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже как к мифологии. Я думаю, ~по это не случайно для Фрейда. Сын - чадо послушания. Никто не может стать отцом, не пройдя искус сыновства. По слушание - прямой путь сына к обретению отцовства. Отношения отца и сына всегда иерархичны. В иерархичности нет полноты откровения. В этом она как бы недостаточна. Полнота откро вения между отцом и сынщ.t - достояние бу;:хущей жизни, достояние вечности. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын мистически всегда знает, что он любим отцом. Мы помним библейскую историю Хама, когда он увидел наготу своего отца, спящего и опьяневшего Ноя. Хам посмеялся над отцом при своих братьях Симе и Иафете. Однако братья вошли в дом и, пятясь, чтобы не видеть наготы отца, накрыли его. Это и есть нравственно-пси хологический образ поведения сына, который видит недостатки либо падение отца (или матери). Однажды преподобному Серафиму жа ловался один монах на неблагочестие игумена. Преподобный советовал молиться, чтобы Господь дал такое устроение души, когда и видишь, и как бы не видишь недостатки отщ1 (в данном случае . - игумена). Октябрьский переворот и последующие изве стные катаклизмы безобразно деформировали родовое чувство у многих из JIЩ:. Оно было всегда сильно, и не толы;о у христиан: книги · Ветхого и Новоr:о Завета исподнены родослов ными. Но уничтожение сословий, искусствен ное преры~ание российской истории после семнадцатого года ради чего-то якобы совер шенно нового ("отречемся от старого мира"), возникшие во множестве нравственные проти воречия между, скажем, отцом-крммунистом и сыном-христианином, не говор~ уже о развале российской семейственности,- все вкупе осла било родовое чувство. Это чрезвычайно плохо: ведь род - это всегда фундамент, психо-био логический, культурный, экономический капи тал для сына в его становлении как отца. Однако вспомним родословную Иисуса Христа у евангелиста Луки: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати и был , как думали, сын Иосифов, Илиев ... Иосиев , Симе онов... Авраамов... Еносов, Сифов , Адамов , Божий. (Лк. 3, 23-38). Родословная и говорит о том, что в духовном смысле род только тогда имеет корень, когда он обожен , одухотворен . Отсутствие или снижение духовности рода ведет и к снижению его энергетики . Это выражается , скажем, буквально в том , что у нас сейчас нет ни духовных, ни физических, ни душевных сил рождать много детей. А у иных нет уже никаких сил вообще рожать ... Но отсутствие чувства рода, зова предков не должно повергать нас в уныние. Духовная практика неофитов (новообращенных) во Хри- сте уже в наше и нужно черпать духовные силы время показывает, что можно эту ж'ивотворную энергию и прямо в Церкви Божией. И кроме того, подлинный род, очищенный веками,- это для нас род Христов. В о;:~ном из прославляющих Божию Матерь песнопениях сказано: ... Ты бо еси спасение po;:ia христиан ского. Третье священное лицо в семье - м а т ь, ж е н а. Женское начало в семье имеет также свою антиномию. Женщина по своему происхождению вторична . Не муж от же ны, но жена от мужа , - говорит апостол (1 Кор . 11, 8) . Но по достоинству - равна мужу. Нравственная архитипическая основа женщины целомудрие. В своей. пре дельной полноте оно выражено в Пресвятой Деве Богородице. Как известно, тайна Божией Матери в том, что она, Дева, родила Сына Божия, будучи Матерью, ос талась Непорочной. Это двуединство не мог ло не отразиться на богородичном характере христианского благочестия у жен щин. ДОМ И ЕГО МИСТИКА ... если дом разделится са.м в себе, не .может устоять до,11 тот. (Мк. 3, 25) ГЛАВНЫМ материализующим, внешневыяв ленным началом семьи является д о м. Дом - это место, где в основном разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Он имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свое лицо, свои голоса. Всякий дом имеет типичные и в культуре множество раз отреф- - ~1 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1