Тверская старина. № 2 1991 г.

страданий, где Он молился Отцу и говорил так: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, ,ю как Ты. (Мф. 26, 39). Вспомним и Слово Отца во время Крешсния Сына Божия: Сей Сын Мой возлюб­ ленный, в Котором Мое благословение. (Мф. 3, 17). Фрейд относился к греческой мифологии как к психической реальности, но не захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже как к мифологии. Я думаю, ~по это не случайно для Фрейда. Сын - чадо послушания. Никто не может стать отцом, не пройдя искус сыновства. По­ слушание - прямой путь сына к обретению отцовства. Отношения отца и сына всегда иерархичны. В иерархичности нет полноты откровения. В этом она как бы недостаточна. Полнота откро­ вения между отцом и сынщ.t - достояние бу;:хущей жизни, достояние вечности. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын мистически всегда знает, что он любим отцом. Мы помним библейскую историю Хама, когда он увидел наготу своего отца, спящего и опьяневшего Ноя. Хам посмеялся над отцом при своих братьях Симе и Иафете. Однако братья вошли в дом и, пятясь, чтобы не видеть наготы отца, накрыли его. Это и есть нравственно-пси­ хологический образ поведения сына, который видит недостатки либо падение отца (или матери). Однажды преподобному Серафиму жа­ ловался один монах на неблагочестие игумена. Преподобный советовал молиться, чтобы Господь дал такое устроение души, когда и видишь, и как бы не видишь недостатки отщ1 (в данном случае . - игумена). Октябрьский переворот и последующие изве­ стные катаклизмы безобразно деформировали родовое чувство у многих из JIЩ:. Оно было всегда сильно, и не толы;о у христиан: книги · Ветхого и Новоr:о Завета исподнены родослов­ ными. Но уничтожение сословий, искусствен­ ное преры~ание российской истории после семнадцатого года ради чего-то якобы совер­ шенно нового ("отречемся от старого мира"), возникшие во множестве нравственные проти­ воречия между, скажем, отцом-крммунистом и сыном-христианином, не говор~ уже о развале российской семейственности,- все вкупе осла­ било родовое чувство. Это чрезвычайно плохо: ведь род - это всегда фундамент, психо-био­ логический, культурный, экономический капи­ тал для сына в его становлении как отца. Однако вспомним родословную Иисуса Христа у евангелиста Луки: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати и был , как думали, сын Иосифов, Илиев ... Иосиев , Симе­ онов... Авраамов... Еносов, Сифов , Адамов , Божий. (Лк. 3, 23-38). Родословная и говорит о том, что в духовном смысле род только тогда имеет корень, когда он обожен , одухотворен . Отсутствие или снижение духовности рода ведет и к снижению его энергетики . Это выражается , скажем, буквально в том , что у нас сейчас нет ни духовных, ни физических, ни душевных сил рождать много детей. А у иных нет уже никаких сил вообще рожать ... Но отсутствие чувства рода, зова предков не должно повергать нас в уныние. Духовная практика неофитов (новообращенных) во Хри- сте уже в наше и нужно черпать духовные силы время показывает, что можно эту ж'ивотворную энергию и прямо в Церкви Божией. И кроме того, подлинный род, очищенный веками,- это для нас род Христов. В о;:~ном из прославляющих Божию Матерь песнопениях сказано: ... Ты бо еси спасение po;:ia христиан­ ского. Третье священное лицо в семье - м а т ь, ж е н а. Женское начало в семье имеет также свою антиномию. Женщина по своему происхождению вторична . Не муж от же­ ны, но жена от мужа , - говорит апостол (1 Кор . 11, 8) . Но по достоинству - равна мужу. Нравственная архитипическая основа женщины целомудрие. В своей. пре­ дельной полноте оно выражено в Пресвятой Деве Богородице. Как известно, тайна Божией Матери в том, что она, Дева, родила Сына Божия, будучи Матерью, ос­ талась Непорочной. Это двуединство не мог­ ло не отразиться на богородичном характере христианского благочестия у жен­ щин. ДОМ И ЕГО МИСТИКА ... если дом разделится са.м в себе, не .может устоять до,11 тот. (Мк. 3, 25) ГЛАВНЫМ материализующим, внешневыяв­ ленным началом семьи является д о м. Дом - это место, где в основном разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Он имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свое лицо, свои голоса. Всякий дом имеет типичные и в культуре множество раз отреф- - ~1 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1