Тверская старина. № 2 1991 г.

лектированные и опоэтизированные атрибуции. Во-первых, к р ы ш а. Она означена в куль­ туре как кров, покров. Есть, скажем, замеча­ тельная пословица: не как стройся, а как кройся. Или уже совсем современная: крыша поехала - как образ умственной. недостаточности. В духовно-психологическом смысле крыша - это образ надежности, душевной простоты и кр~по­ сти, некоей предсказуемости и узнаваемости личности; даже своего рода фундамент. Вспом­ ните. евангельскую притчу: Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподо6аю мужу благоразумному, который по­ строил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и было падение его великое. (Мф. 7, 24-27). Во-вторых, с т е н ы как образ некоей огра­ ды 11 опоры, крепости, как у отца Сильвестра в "Домострое": мой дом - моя крепость. Стены - образ автономии и известных ограничений . Именно они несут функции совокупного семей­ ного эс-т;етическоrо чувства, родовой памяти, соотнесенности с той или иной духовной реаль­ ностью. Это выражается в тех картинах, фото­ графиях, предметах, иконах и т.п., которые висят на стенах. В этом смысле - что на стенах, то и в душе. Непременная принадлежность дома, в-треть­ их,- о к н а и д в е р и, т.е. возможность общения с миром. И опять возникает множество культурологических ассоциаций: окно в мир, ломиться в открытую дверь, двери моеrо дома всегда открыты для вас и т.д. Замечательно означен в ветхозаветной куль­ туре п о р о г. У пророка Софонии есть слова: Посещу в тот день всех, которые перепрыги­ вают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом. (Соф., 1, 9). Выражение "перепрыгивают через порог" боль­ шинствоч толкователей понимается как дер­ зость, отсутствие блаrоrовения перед святыней Храма. Известен обычай древних филистимлян не наступать на лорог. Он появился после тоrо, как на П()рог идольского капища упала статуя Даrона в присутствии израильского ковчега Господня. Обычай усвоили и иудеи во время царствования М:шасии. Вообще порог - это всегда некий внутренний предел, черта , которую надо переступить, войти в некое новое 1 1 ространство. Существует не примета, а скорее обычай не здороваться через порог, он как бы разделяет сферы. Символ порога открывает важные антрополо­ гические акции: входа, вхождения в некое пространство и, напротив, исхода, выхода, ухода. "Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек", - говорит псалом (Пс. 120, 8). Посмотрим, какая особая значительность со­ крыта в словах человека, который, войдя в дом, был чем-то озадачен: "Подождите, я только вошел в дом ... " В Христианском календаре есть по крайней мере цва больших праздника, которые означают это особое деяние. Первый - Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник знаменует начало страстей Христовых. Второй - Введение Божией Матери во храм, где Церковь празднует и вспоминает день посвящения Девы Марии Богу. Вхождение Марии было одновременно и восхож­ дением. Она должна была преодолеть пятнад­ цать ступеней Иерусалимского храма - их символизируют пятнадцать так называемых "степенных" псалмов, которые пели священники и левиты, входя в храм для служения. Ступени - образ восхождения наверх. "На­ верх" - это может быть и высота духовная, и чисто, скажем , карьерная. Патриарху Иакову было откровение Божие, где духовные небеса явились ему в виде лестницы. Преподобный Иоанн написал книгу "Лествицы", за что и был назван Лествичником. Л е с т н и ц а в духовно-психологическом залоге - образ опосредования, постепенности восхождения на духовную ropy. В нашем бытовании так и говорится: "Не надо перепры­ гивать через ступени". А в аскетологическом аспекте это еше и образ терпения. У Иоанна Лествичника в основании духовной лестницы лежит страх Божий. Это согласуется со словами царя и псалмопевца Давид3 : "Начало мудрости - страх Господень" (Пс. 11.0, 10). Вершина Лествицы - это любовь. Замечательно и интересно в истории архитек­ туры то, как строился дом: окнами во двор или на улицу, как говорили - наперед. Знамена­ тельно, что Петр I приказал при стрuительстве Петербурга строить дома окнами на улицу. Расположение к о м н а т и то. кто и каким образом в них живет, расскажут нам - о семье, ее сложившейся иерархической структу­ ре, психологии отношений и многом другом. И понятно, что в наше типовое и стандартизован­ ное время у нас в России довольно скромные, в большинстве семей, условия бытования. Но все же ... Есть кухня, она же часто и столовая. Про кухню многие могут написать роман. Именно здесь происходит совместная трапеза, а значит, и задушевны.е разговоры. Совместное вкушение пищи всегда имело сакральный ха­ рактер. Достаточно сказать, что святой Игнат11й - 92 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1