Тверская старина. № 2 1991 г.
лектированные и опоэтизированные атрибуции. Во-первых, к р ы ш а. Она означена в куль туре как кров, покров. Есть, скажем, замеча тельная пословица: не как стройся, а как кройся. Или уже совсем современная: крыша поехала - как образ умственной. недостаточности. В духовно-психологическом смысле крыша - это образ надежности, душевной простоты и кр~по сти, некоей предсказуемости и узнаваемости личности; даже своего рода фундамент. Вспом ните. евангельскую притчу: Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподо6аю мужу благоразумному, который по строил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и было падение его великое. (Мф. 7, 24-27). Во-вторых, с т е н ы как образ некоей огра ды 11 опоры, крепости, как у отца Сильвестра в "Домострое": мой дом - моя крепость. Стены - образ автономии и известных ограничений . Именно они несут функции совокупного семей ного эс-т;етическоrо чувства, родовой памяти, соотнесенности с той или иной духовной реаль ностью. Это выражается в тех картинах, фото графиях, предметах, иконах и т.п., которые висят на стенах. В этом смысле - что на стенах, то и в душе. Непременная принадлежность дома, в-треть их,- о к н а и д в е р и, т.е. возможность общения с миром. И опять возникает множество культурологических ассоциаций: окно в мир, ломиться в открытую дверь, двери моеrо дома всегда открыты для вас и т.д. Замечательно означен в ветхозаветной куль туре п о р о г. У пророка Софонии есть слова: Посещу в тот день всех, которые перепрыги вают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом. (Соф., 1, 9). Выражение "перепрыгивают через порог" боль шинствоч толкователей понимается как дер зость, отсутствие блаrоrовения перед святыней Храма. Известен обычай древних филистимлян не наступать на лорог. Он появился после тоrо, как на П()рог идольского капища упала статуя Даrона в присутствии израильского ковчега Господня. Обычай усвоили и иудеи во время царствования М:шасии. Вообще порог - это всегда некий внутренний предел, черта , которую надо переступить, войти в некое новое 1 1 ространство. Существует не примета, а скорее обычай не здороваться через порог, он как бы разделяет сферы. Символ порога открывает важные антрополо гические акции: входа, вхождения в некое пространство и, напротив, исхода, выхода, ухода. "Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек", - говорит псалом (Пс. 120, 8). Посмотрим, какая особая значительность со крыта в словах человека, который, войдя в дом, был чем-то озадачен: "Подождите, я только вошел в дом ... " В Христианском календаре есть по крайней мере цва больших праздника, которые означают это особое деяние. Первый - Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник знаменует начало страстей Христовых. Второй - Введение Божией Матери во храм, где Церковь празднует и вспоминает день посвящения Девы Марии Богу. Вхождение Марии было одновременно и восхож дением. Она должна была преодолеть пятнад цать ступеней Иерусалимского храма - их символизируют пятнадцать так называемых "степенных" псалмов, которые пели священники и левиты, входя в храм для служения. Ступени - образ восхождения наверх. "На верх" - это может быть и высота духовная, и чисто, скажем , карьерная. Патриарху Иакову было откровение Божие, где духовные небеса явились ему в виде лестницы. Преподобный Иоанн написал книгу "Лествицы", за что и был назван Лествичником. Л е с т н и ц а в духовно-психологическом залоге - образ опосредования, постепенности восхождения на духовную ropy. В нашем бытовании так и говорится: "Не надо перепры гивать через ступени". А в аскетологическом аспекте это еше и образ терпения. У Иоанна Лествичника в основании духовной лестницы лежит страх Божий. Это согласуется со словами царя и псалмопевца Давид3 : "Начало мудрости - страх Господень" (Пс. 11.0, 10). Вершина Лествицы - это любовь. Замечательно и интересно в истории архитек туры то, как строился дом: окнами во двор или на улицу, как говорили - наперед. Знамена тельно, что Петр I приказал при стрuительстве Петербурга строить дома окнами на улицу. Расположение к о м н а т и то. кто и каким образом в них живет, расскажут нам - о семье, ее сложившейся иерархической структу ре, психологии отношений и многом другом. И понятно, что в наше типовое и стандартизован ное время у нас в России довольно скромные, в большинстве семей, условия бытования. Но все же ... Есть кухня, она же часто и столовая. Про кухню многие могут написать роман. Именно здесь происходит совместная трапеза, а значит, и задушевны.е разговоры. Совместное вкушение пищи всегда имело сакральный ха рактер. Достаточно сказать, что святой Игнат11й - 92 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1