Тверская старина. № 2 1991 г.

Богоносец определяет семью как церковку и говорит, что вы хлеб, не мешок зерна, но хлеб, который имеет закваску. Евангельский образ Божественной трапезы являет нам Тайная вечеря Христа и апостолов накануне голгофских событий. Пища, как и вообще все в доме, должна быть освящена молитвой: благословенная пища всегда вкусна. Великий князь Дмитрий Донской, приезжая в монастырь к преподобному Сергию, любил обедать вместе с ним, вкушая простую, постную монашескую пищу. Князь говорил, что он ест с золота пищу, особо приготовленную, но такой вкусной, как в монастыре, не ел нигде ... Другие комнаты или функциональные места семьи - детская, спальня, кабинет, чердак, подпол и т.п. Ч е р д а ·к означен в культуре как место трудов и жизни начинающих худож­ ников и писателей. У Бальзака все молодые писатели живут на чердаке. П о д в а л или подпол, естественно, озна­ чен как образ душевного низа. У А.С. Пушкина скупой рыцарь спускался в подвал, чтобы услаждаться видом денег. В православной семье есть к р а с н ы й у г о л (большевики отсюда взяли свой "крас­ ный уголок"), где сосредоточены иконы. Среди икон бывают семейные, родовые, особенно дорогие и родные. Они всегда "бабушкины" или "дедушкины": икону и делает семейной и родовой как минимум бабушка или дедушка, ибо при матери эта икона либо дареная, либо написанная на заказ. Понятие семейной иконы существует еще применитеш,но и к тем иконо­ писным образцам, где изображены вместе все святые, имена которых носят члены семьи. Часто, если это возможно по планировке, красный угол повернут на восток. Следствие духовной немощи и пристрастия - ажитированное собирательство икон, выпраши­ вание, вообще связанный с этим дух стяжатель­ ства. Никоим образом не домогаться той или иной иконы вот правильное внутреннее установление. Покойный патриарх Алексий 1 говорил не "подарили икону", а "мне пришла икона" ... Вообще у г о л (углы) в доме также имеет свою символическую нагрузку. Угол - это некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Ребенка наказывают и ставят в угол. Мы часто говорим: забиться в угол, загнать в угол. Есть примета: неженатому (незамужней) за столом не садиться на угол. Угол - символ тупика, конца, некоей уперто­ сти, предела ... Воздух дома всегда духовно наполнен. Свято место никогда не бывает пусто. Через слово, через язык пространство дома может быть либо освящено, либо осквернено. Форма освящения молитва. Предельная форма осквернения - употребление идиомати­ ческих выражений, то-бишь нецензурной брани. Само слово мат духовно имеет в своей основе выражения, связанные с проклятием Божией Матери и собственной матери. Мат - язык демонов! С духовной наполненностью дома связаны духовные сожители. Они есть всегда (сегодняш- · ние "барабашки", "домовые" еще раз доказали это). Духовные сожители имеют совершенно определенный нравственный радикал: это либо демоны, либо ангелы. По окончании строитель­ ства вхождение в дом именуется новосельем, и в любой духовной традиции дом освящается. В Православии есть также чин освящения дома, в котором священник молится о духовной чистоте, любви, благоденствии и процветании. Дом окропляется святой водой и помазуется святым елеем. Ряд молитв носят заклинательны.й, запретительный ха­ рактер. Особое эстетизированное чувство и лю­ бовь к дому выражается словом уют. Духовно-психологический уют означает гар- монию и структурированность души (все вещи на своих местах) . Кроме того, уют синонимизируется с чувством покоя : уютно значит спокоино. Уютно - значит еще и любовно, заботливо. Уют это часто и мера возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Уют этимолоrически вообще совпадает с понятием дома и крыши. В каком-то смысле уют это и есть дом. Как некая материально-духовная совокуп­ ность дом может состояться, а может и не состояться. В последнем случае вместо дома ограниченное пространство, где люди едят, пьют, спят и только. Каждый человек знает , есть у него дом в его подлинном значении или нет . А сейчас у нас много людей, бездомных в духовном, значит, и в подлинном смысл е . Хорошо, если человек признался себе, что он бездомный, и страдает, и ищет свой до.м. И я знаю точно, что если это н е уныние, а страдание, то обязательно чело­ век создаст свой дом или вернется в свой дом. Дом и душа взаимно проецируются друг на друга, взаимно выводимы друг из друга автор и попытался показать это путем рассуждений, с которыми читатели познакомились. - 93 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1