Тверская старина. № 2 1991 г.

О БЛУДЕ Дела плоти известны; они сут,ь: прелюбодеяни е, блуд, нечистота, непотреб­ ство, идолослужение, волшеб­ ство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, со­ блазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчин­ ство и тому подобное. ( Гал. 5, 19-21) ЛЮБАЯ душа, как ·и любая семья, всегда • подвергается испытанию и атаке со стороны сил деструктивных, разрушительных. Разрушение идет от греха в целом. Но прямой удар, направленный против семьи, ее чистоты и единства, всегда исходит от страсти блуда. "Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь",- пишет препо­ добный Иоанн Лествичник. Нельзя не согласить­ ся с эти~, ибо дурное привыкание, ощущение потери новизны встречи - все это порождается, в частности, унынием. Смешными теперь уже кажутся нам увещевания человека, который бросил ради другой или другого свою семью: "Ты поступаешь непорядочно, у тебя же дети", или: "Пожалуюсь на тебя в партком, в проф­ ком". Эти взывания, как правило, бессмыслен­ ны. Человек на них чаще всего отвечает: "Я ничего не могу с собой поделать, то, что мной владеет, сильнее меня .. ." И он будет прав! Надо понять, что блуд или уныние --::. следствие воздействия демонических сил. Залог, основа целомудрия - стыд. И одно дело, когда стыд - это мучающий человека невроз, а другое стыд благовоспитанной девушки, у которой это и целомудрие, сохра­ нение чистоты и женского достоинства, и нравственное начало. Невроза тут нет, напро­ тив, есть та твердость и известная неподатли­ вость на "уговоры", т.е. то, что и отличает истинную благовоспитанность от фальшивой. Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морал». Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, целое, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. Это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей. Блуд, помимо самого хотения, а точнее, похотения, зиждется еще и на нескольких вполне наивных, но из век.:t в век повторяю­ щихся аксиомах. Первая . Блудник или прелюбодей говорит себе, что никто не узнает. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только н~ сокрыто ни от кого, а об этом знают вообще все - сначала на неосознаваемом уровне, а затем все откроется воочию. Эмоци ональной индикацией блуда является уныние, тоска и отчаяние . Уныние , тщеславие, объедение и пьянство - сопутствующие страсти , которы е поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга. Вторая иллюзия состоит· в том, что в блуде якобы есть только телесное сочетание и нет духС'вной прочности. На это отвечает апостол Павел в Первом Послании к коринфянам: "Ничто не должно обладать мною ... тело же не для блуда , но для Господа, и Господь для тела ... Или не знаете, что совокупляющийся с блуд­ ницей становится одно тел~ с нею? Ибо сказано: "два будут одна плоть" ... всякий грех, который делает человек, есть вне тела, и блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ..." (1 Кор. 6, 12-19). В этом контексте следствием невероятной духов­ ной и профессиональной деградации выглядят советы, увы, теперь уже многих горе-психоте­ рапевтов: если, мол, у вас половая несовмести­ мость с мужем , женой, найдите себе п·артнера, партнершу . Партнера! Эти "специалисты" вооб­ ще ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Меня могут спросить, а что все же делать, если действительно несовместимость. Отвечу . Надо разобраться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нр~вственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфор­ та. Напротив, такие советы вызывают еще груду проблем, переживаний. Третье заблуждение . Дело в том, что половые отношения как в браке, так и в блуде в Священном Писании сицрнимируются с поняти­ ем познания. В Книге Бытия говорится: Адам познал Еву, жену свою (Быт. 4, 1). Но и при описании в Книге Судеб изнасилования девушки говорится: Они познали ее и ругались над ней до утра (Суд. 19, 25). А познание такого рода сопряжено еще и с радостью победы и владения. Если мы внимательно исследуем пушкинскую версию Дон Жуана, то увидим поистине жуткий исход его жизни. Конец, душевный исход блудника можно обозначить через два образа - евангельских и святоотеческих: это мерзость запустения (Мф. 24, 15), окаменевшее нечув­ ствие. И действительно, это всегда некое омертвение, пугающая пустота одиночества. Блудник образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождени­ ями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный , богоостав,1енный - один смысловой, синоними- - 94 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1